Онлайн-лекции, прошедшие в Русском музее в 2013 году
В 2013 году Русский музей начал реализацию долгосрочного проекта, который включает в себя онлайн-трансляции лекций по теории и истории изобразительного искусства, тематические онлайн-встречи и консультации с сотрудниками Русского музея, проведение специализированных семинаров и конференций, организованных в рамках проекта "Русский музей: виртуальный филиал".
В течение 2013 года в Мультимедийном центре Западной кордегардии Русского музея проходили лекции, посвященные вопросам истории и теории изобразительного искусcтва. Все лекции транслировались онлайн на сайте Некоммерческого партнерства "Виртуальный Русский музей" www.npvrm.ru.
«Современное искусство. За что его любят и почему боятся?»
Данная тема открыла цикл лекций А.Д. Боровского о современном искусстве: «Звучащее вещество. Выставка современных художников в Мраморном дворце»; «Музей Людвига как первый музей современного искусства в современной России»; «С чего все начиналось… Шестидесятники»; «Концептуалисты и другие…»; «Новые Медиа: объект, ассамбляж, видео-арт», «Художник и городская среда: памятники, граффити, перфомансы».
Лектор: Александр Давидович Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской Академии Художеств. В Государственном Русском музее с 1989 года заведует Отделом новейших течений, курирует основные программы Дирекции по репрезентации актуального искусства, в том числе проект «Музей Людвига в Русском музее» — экспозиция дара семьи Людвигов — и серию выставок современного западного искусства. Член жюри премий "Инновация", "Премия Кандинского", "Премия Курёхина", "Ars Fennica". Автор более 400 работ по истории искусства XX века, а также критических статей и статей в каталогах по современному искусству.
«Русское искусство XVIII века»
Коллекция живописи XVIII века в Русском музее уникальна своей полнотой и высоким уровнем произведений. Это дает возможность, обращаясь к памятникам, хранящимся на экспозиции, рассказать об основных вопросах русского искусства XVIII века.
Лектор: Анна Владимировна Прозорова, ведущий методист сектора методики экскурсионной лекционной работы музея, искусствовед. В Государственном Русском музее с 1989 года. Имеет большой опыт экскурсионной и педагогической работы. Автор научно-образовательных и методических программ.
«Звучащее вещество. Выставка современных художников в Мраморном дворце»
Выставка призвана очертить территорию, на которой пересекаются пути цвета и звука, оптики и акустики, музыки и изобразительного искусства. Экспозиция, в создании которой принимают участие различные музейные собрания, а также художники, композиторы и музыканты Москвы и Петербурга, призвана стать продолжением экспериментов представителей русского авангарда начала ХХ века, а также современных опытов пространственной организации и визуализации звука на выставках и различных мультимедийных акциях, проходивших в последние несколько лет в разных городах России. По сравнению с этими проектами выставка в Русском музее отмечена большим числом участников, а также расширенным диапазоном тенденций и явлений, где наряду с мультимедийными объектами показаны произведения, представляющие традиционные техники и виды искусства (живопись, графика, коллаж, скульптура).
В экспозицию вошли авторские нетрадиционные музыкальные инструменты, видеопроекты композиторов, образцы звучащей скульптуры, цветомузыкальные эксперименты, визуально-акустические объекты и инсталляции. Также впервые демонстрируются проекты, основанные на переводе звуковых импульсов в изображение, а двигательных – в звучание, видеоперформансы и «звучащие» костюмы.
Лектор: Владимир Генрихович Перц, куратор выставки "Звучащее вещество", ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея.
«Явление примитива в русском искусстве XVIII - первой половины XIX вв.»
Многоликое искусство примитива достойно представлено в коллекции живописи Русского музея. Лекция посвящена особенностям бытования этого явления в русском искусстве XVIII - первой половины XIX вв.
Лектор: Анна Владимировна Прозорова, ведущий методист сектора методики экскурсионной лекционной работы музея, искусствовед. В Государственном Русском музее с 1989 года. Имеет большой опыт экскурсионной и педагогической работы. Автор образовательных и научно-методических программ.
«Музей Людвига как первый музей современного искусства современной России»
Когда в начале 1950-х годов Петер и Ирэне Людвиг приобрели первые произведения искусства, они еще не могли представить себе далеко идущие последствия своего поступка. Высококвалифицированные историки искусства (Петер Людвиг в 1950 году написал диссертацию о Пикассо) собирали вначале только искусство Средневековья <…>.
"Музей Людвига в Русском музее" был открыт для посетителей 10 марта 1995 года в Мраморном дворце. Его основу составили произведения современных художников Европы, России и Америки, подаренные Русскому музею известными немецкими коллекционерами Петером и Ирэной Людвиг. "Музей Людвига в Русском музее" является постоянной экспозицией искусства конца XX века, которая дает возможность проследить развитие русского искусства в контексте мировой художественной культуры.
Лектор: Салтанова Мария Валерьевна, старший научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея.
"Арт-терапия в Русском музее"
Русский музей – крупнейшее в мире собрание отечественного искусства. Благодаря обширной постоянной экспозиции и многочисленным временным выставкам музей дает широкое представление об истории развития русского изобразительного искусства. Огромный выбор кружков, экскурсий, а также студийные абонементы, которые реализуются в рамках музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!», стали основой художественно-эстетического воспитания Русского музея. Занятия нацелены на развитие у ребенка основ визуальной культуры и помогут ввести его в пространство отечественного искусства.
Педагоги Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея осуществляют свою деятельность на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Независимо от того, где бы ни проходили занятия – в аудитории, студии или на экспозиции музея – на них всегда царит атмосфера сотворчества, доверия и доброжелательности, позволяющая детям с различными физическими возможностями сформировать навыки интерпретации художественных произведений и материально-творческой деятельности.
«С чего все начиналось... Шестидесятники»
Лектор: Александр Давидович Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской Академии Художеств. В Государственном Русском музее с 1989 года заведует Отделом новейших течений, курирует основные программы Дирекции по репрезентации актуального искусства, в том числе проект «Музей Людвига в Русском музее» — экспозиция дара семьи Людвигов — и серию выставок современного западного искусства. Член жюри премий "Инновация", "Премия Кандинского", "Премия Курёхина", "Ars Fennica". Автор более 400 работ по истории искусства XX века, а также критических статей и статей в каталогах по современному искусству.
«Поверх барьеров. Аллюзия на Пастернака»
Лекция о современном искусстве, построенная на основе выставки "Без брьеров", представляющей отечественное изобразительное искусство переломного периода, которым стал в истории нашей страны конец ХХ века. С распадом СССР искусство получило возможность существовать без цензурных барьеров и идеологических рамок. В результате сложилась картина мозаичного, не структурированного многообразия, где самые разные художники оказались в равной ситуации свободного самоопределения. Основу экспозиции составили произведения живописи и скульптуры – видов искусства, претерпевших в те годы наиболее значительные изменения. Этот выбор продиктован спецификой собрания Русского музея, а также возможностью выявить характерные для искусства 1985–2000 годов контрасты и пересечения традиций и инноваций.
Лектор: Алексей Алексеевич Курбановский, доктор философских наук, искусствовед, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей по рок-музыке. В 1977 году закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1990 года работает в Государственном Русском музее. В 2002 и 2003 годах преподавал историю русского искусства в университетах США. Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор книг «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007).
«Под воспаленным прахом». Археология масонского взгляда: «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова
Автор исходит из предположения о том, что наибольшие загадки таят те произведения искусства, мимо которых зритель в музее проходит поспешно, полагая, что о них уже все известно. Одним из таких знаменитых, но неоднозначных памятников является картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи».
Созданная в эпоху расцвета русского романтизма, картина отразила и отзвук кантовско-шиллеровского рассуждения о «возвышенном» (превосходящем силы и масштаб человека), и традиционный интерес к античности. После того, как раскопки Помпей открыли множество эротических артефактов, древняя катастрофа стала рассматриваться как Божья кара и сопоставляться с разрушением греховного Содома. В России свежи были воспоминания об Отечественной войне 1812 года, интерпретированной как «суд Божий на ледяных полях». Эти и подобные провиденциальные настроения питали эзотерическую традицию, прикосновенность скрытому знанию, к которой имело прямое отношение семейство Брюлловых (и отец, и братья Карл и Александр входили в масонские ложи). В лекции излагается и обосновывается трактовка картины «Помпея» как масонской аллегории «Разрушение града нечестивого», разъясняется тайный «масонский смысл» ряда деталей, которые посвященными могли пониматься как мистические символы. Такое прочтение обогащает наше знание духовной атмосферы эпохи и позволяет расширить панораму «визуальных режимов и практик» европейского романтизма.
Лектор: Алексей Алексеевич Курбановский - доктор философских наук, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей по рок-музыке. В 1977 году закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1990 года работает в Государственном Русском музее. В 2002 и 2003 годах преподавал историю русского искусства в университетах США. Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор книг «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007).
Александр Головин
Москвич по происхождению, Александр Головин был одним из выдающихся мастеров петербургской сцены начала XX века, наряду с Михаилом Врубелем и Константином Коровиным. Он писал картины, создавал монументальные произведения, произведения декоративно-прикладного искусства. Как большинство коллег по «Миру искусства», Головин обращался к книжной и прикладной графике. Как и Александр Бенуа, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Анна Остроумова-Лебедева, Мстислав Добужинский, он оставил интересные мемуары о своей эпохе.
Лектор: Елена Валерьевна Станкевич, заведующий сектором методики экскурсионно-лекционной работы музея, искусствовед. Работает в Государственном Русском музее с 1989 года. Имеет большой опыт экскурсионной и педагогической работы. Автор научно-образовательных и методических программ. Автор электронного курса лекций «Русский авангард. Государственный Русский музей» (Диплом фестиваля творческого интерактивного мультимедиа контента "КОНТЕНТ–2009", победитель в номинации «Мир увлечений»), «Сады Русского музея» (2010).
Филипп Малявин
Замечательный живописец и рисовальщик Филипп Малявин (1869–1940) эмигрировал из России после революции, и долгое время оставался известным только узкому кругу специалистов и ценителей искусства. Настоящее признание мастер обрел в России только во второй половине прошлого столетия.
Лектор: Лазуко Альбина Кузьминична, ведущий методист сектора методики экскурсионной лекционной работы музея, искусствовед, член Союза художников РФ. Работает в Государственном Русском музее с 1971. Занимается вопросами искусства второй половины XIX века. Автор монографий: «Василий Максимов» (Л., 1982), «В.М. Васнецов» (Л., 1985), «Соломон Гершов» (СПб, 2004).
"По залам Русского музея: авангард 1910-1920-х гг."
Предлагаемая Вашему вниманию лекция продолжает цикл лекций-экскурсий, знакомящих с постоянной экспозицией Михайловского дворца, корпуса Бенуа, Строгановского и Мраморного дворцов, Михайловского замка, Летнего и Михайловского садов.
Собрание Русского музея располагает уникальной по полноте и художественному уровню коллекцией произведений мастеров 1910 – 1920-х годов. Постоянная экспозиция корпуса Бенуа, посвященная данному периоду, дает представление о «многоликости» искусства русского авангарда и позволяет познакомиться с творчеством тех художников, кто определял характер и направление движения, и тех, чья деятельность создавала лишь необходимый культурный фон для дальнейшего развития искусства.
Лектор: Елена Валерьевна Станкевич, заведующий сектором методики экскурсионно-лекционной работы музея, искусствовед. Работает в Государственном Русском музее с 1989 года. Имеет большой опыт экскурсионной и педагогической работы. Автор научно-образовательных и методических программ. Автор электронного курса лекций «Русский авангард. Государственный Русский музей» (Диплом фестиваля творческого интерактивного мультимедиа контента "КОНТЕНТ–2009", победитель в номинации «Мир увлечений»), «Сады Русского музея» (2010).
Малевич. До и после квадрата
100 лет назад в России возникла новая художественная идея в изобразительном искусстве, впоследствии получившая название «супрематизм» (от латинского слова «supremus» – высший). Ее создателем был Казимир Малевич. Впервые эта идея получила свое воплощение в театральной постановке. Выставка в Русском музее посвящена двум этапам творчества Казимира Малевича: до и после «Черного квадрата». Сенсационным событием станет реконструкция оперы-буфф «Победа над солнцем», московского театра музыки и драмы Стаса Намина.
5 декабря 2013 года в Русском музее открылась выставка, посвященная творчеству Казимира Малевича. Русский музей располагает самой большой в мире коллекцией работ Казимира Малевича, насчитывающей 101 произведение живописи, более 50 графических работ, два архитектона и образцы прикладного искусства. На выставке представлено около 100 произведений, костюмы, а также эскизы костюмов и декораций. На экспозиции будут представлены костюмы, выполненные специально для Русского музея студентами СПбГХПА им. А.Л. Штиглица под руководством Ольги Калашниковой, по авторским эскизам и с использованием технологий, близких к оригинальным.
Лекция пройдет по мотивам одноименной выставки Русского музея - последнего масштабного проекта в рамках 115-летия Русского музея.
Лектор: Анна Владимировна Прозорова, ведущий методист сектора методики экскурсионной лекционной работы музея, искусствовед. В Государственном Русском музее с 1989 года. Имеет большой опыт экскурсионной и педагогической работы. Автор образовательных и научно-методических программ.