Тонкая работа
ШАРЖ ОТ СЕКРЕТНОГО ХУДОЖНИКА
Имена этих людей неизвестны широкой публике, однако их работы видел каждый. 19 мая в чебоксарской галерее «Радуга» открылась выставка «Секретные советские художники». Зрителям представили образцы купюр, марок, открыток и наград, изготовленных на Гознаке.
– Эта выставка уже побывала в Германии и Испании, – рассказала куратор Галина Анисимова. – Моя мама, Лидия Майорова, была художником-гравером печатных форм. Но она не воспринимала свою деятельность как некое творчество, таким скромным была человеком. Часть экспозиции – это ее работы. Без преувеличения можно сказать, что в Советском Союзе готовили поистине уникальных специалистов. Их было несколько на всю страну.
И правда, при большом увеличении можно разглядеть, насколько ровно положены штрихи. Ошибаться тут нельзя, все делалось с точностью до микрона, хотя в распоряжении гравера были лишь увеличительное стекло и специальная игла. На создание одного изображения уходило в среднем до двух месяцев, и со временем у мастеров сильно портилось зрение.
Кстати, советские художники занимались дизайном купюр не только для своего государства, но и для других соцстран. Вообще же над дизайном купюр работали несколько человек: один гравирует портрет, другой делает надписи, третий мастер – виньетки. Эскиз требовалось утвердить в верхах – это делал сам генсек…
Кроме «продукции» Гознака на выставке можно полюбоваться интересными карикатурами знаменитостей. Эти работы принадлежат Владимиру Мочалову, когда-то также входившему в число «секретных художников» Московской печатной фабрики, а ныне известному карикатуристу.
– Вся секретность заключалась именно в том, что никто не должен был знать, где мы работаем, – рассказал Владимир Георгиевич.
Проработал гравером Мочалов пять лет, параллельно в 1969 году поступил в студию молодого карикатуриста при сатирическом журнале «Крокодил». И спустя некоторое время получил приглашение работать в журнале – сначала в качестве технического редактора, а потом стал главным художником.
Шарж бывает разный: быстрый, который рисуется за две-три минуты, и более тонкая работа, раскрывающая характер человека. Профессиональные шаржи рисуются дольше, два-три часа. К слову, Мочалов в свое время установил рекорд, написав сто одиннадцать шаржей с портретным сходством всего за один час.
– Рекорд дался мне нелегко, – признался художник, – это было в ноябре, люди стояли в пальто, я же – в одной рубашке. И к концу отведенного времени она была вся мокрая от пота.
Повторить тот рекорд художнику на выставке в Чебоксарах не удалось, но веселый шарж смогли получить все желающие, в том числе и корреспондент «СЧ».
Свой визит в столицу Чувашии Владимир Мочалов продолжил встречей со студентами отделения журналистики Чувашского гос-университета имени И.Н. Ульянова. Беседа шла не только о мастерстве карикатурного искусства, но и о тонкостях журналистики. Владимир Георгиевич отметил, что в своих материалах нужно быть этичным и корректным. Даже к карикатуре подходить взвешенно, не перегибая палку.
– Когда журналисты «Крокодила» выезжали за пределы Москвы, обратно привозили огромные папки с материалами для фельетонов, – рассказал Владимир Мочалов. – Это были всевозможные справки, документы, фотографии. На «крокодиловских» журналистов подавали в суд, но суды выигрывали авторы, потому что все доказательства были у них на руках.
Стоит отметить, что Владимир Георгиевич сотрудничает не только с российскими газетами и журналами, его карикатуры появляются на страницах французских, японских, германских и американских изданий, таких как «Таймс» и «Нью-Йоркер».
А в 1993 году, будучи в Америке, Мочалов отправил свою карикатуру Биллу Клинтону в Белый дом.
– Я одновременно изобразил американского президента и Бориса Ельцина, – вспомнил художник. – Конечно, хотелось как-то сблизить позиции наших держав, чтобы было поменьше противоречий. И я нарисовал Клинтона в традиционной русской рубашке, в лаптях, с балалайкой, а Ельцина в ковбойской шляпе, джинсах и с саксофоном. Я не ожидал ответа, но мне в Москву пришло письмо с благодарностью от Билла Клинтона, написанное прямо от руки. Я и потом делал на него карикатуры, но уже совсем не дружеские…
Помимо прочего, Владимир Мочалов известен еще и как один из авторов телевизионного проекта «Мультличности». «Я выполнял заказ и не выбирал персонажей, – поделился карикатурист. – Но постоянно ругал авторов за очень примитивные и глупые сюжеты».
А напоследок карикатурист порекомендовал студентам всегда рисовать, даже на парах. Но не на партах и стенах.
Алёна КАЗАНЦЕВА,
Елена ЯКОВЛЕВА