Во славу Отечества
Холст, масло. 159 x 128
Русский музей
„Крестьянская семья (Святое семейство), как и „Масленица“ (1913–1914), относится к циклу „Ввод в мировый расцвет“, одноименному творческой декларации Филонова. В эти же годы художник работает над поэтическим сборником „Пропевень о проросли мировой“ (издана в 1915). Не случайно один из рисунков, иллюстрирующих книгу („Переселенцы“), обнаруживает сходство с живописным полотном.
Филонов воплотил в картине свое понимание евангельской легенды. Образы, воплощенные в „Святом семействе“, восходят к простонародным типам. Филонов намеренно подчеркивает грубый, земной облик Иосифа, одновременно насыщая его и чертами иконописного лика. Откровенно будничным, а не возвышенным, как это можно было бы ожидать, воспринимается образ младенца Христа — в странной, неудобной позе он „восседает“ на руках у Марии, белокурой красавицы с большими голубыми глазами.
Животный мир и человеческий для художника изначально неразрывны, люди и звери существуют в гармоничном единстве. В картине «Святое семейство» лошадь и собака, курица и петух равноправные члены крестьянской семьи, они равновелики людям, имеют «человеческий» взгляд, и все герои картины сопереживают друг другу.
Филонов стремится воплотить в картине свои представления о гармонии человеческого бытия, о красоте, далекой от внешней красивости, о мудрости прошлых поколений, возвысивших простое, житейское до нравственного идеала, акцентируя русский, славянский характер созданных им образов.
„Крестьянская семья“ Филонова запоминается многокрасочностью, необыкновенным сиянием цвета в картине. Палитра живописца заставляет вспомнить любимых им венецианцев, но есть у художника свой „камертон“ — он ощутим в тончайших оттенках лиловато-сиреневого цвета.
Филонов П.Н.
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н.Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.