Шубин Ф.И. Екатерина II – законодательница. 1789
Мрамор. 198 x 114 x 88
Русский музей
Статуя представляет собой аллегорический парадный портрет императрицы Екатерины II. В творчестве Ф.И. Шубина ее образ занимает значительное место. Статуя "Екатерина II — законодательница" создавалась для праздника, устроенного Г.А. Потемкиным в честь императрицы в Таврическом дворце. Для фигуры была сооружена специальная ротонда в Зимнем саду. Беломраморная статуя возвышалась на порфировом пьедестале, утопая в зелени, поблескивая в мерцании свечей. В облике императрицы, изображенной в диадеме с лавровым венком на голове, орденской цепью на груди, царским скипетром, торжественная парадность сочетается с индивидуальными чертами конкретной личности. Свободный хитон и горностаевая мантия не скрывают пропорций фигуры стареющей женщины. В трактовке парадного облика императрицы Шубин остался верен своему кредо — реалистической трактовке образа. За эту работу в 1794 году скульптор был удостоен звания профессора.
София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, немецкая принцесса (1729–1796), великая княгиня Екатерина Алексеевна, с 1762 – российская императрица Екатерина II.
Шубин Ф.И.
Скульптор.
Выдающийся скульптор русского классицизма, работал в жанре портрета. Родился в Архангельской губернии, в семье поморского резчика по кости. С помощью М.В. Ломоносова поступил в Академию художеств (ИАХ), где учился у Н.Ф. Жиле (1761 – 1766). С 1767 учился в Париже у Ж.Б. Пигалля, с 1770 – в Риме у Дж. Ноллекенса. За свое мастерство пользовался благоволением императрицы Екатерины II. Произведения Шубина, статуи, портретные бюсты, рельефы характерны пластическим чувством, «живой теплотой» мрамора. Его неповторимый стиль – сочетание психологизма, живописности и классицистической идеализации. В его портретах запечатлен весь высший свет Петербурга екатерининской эпохи.