Во славу Отечества
Холст, масло. 117 x 152,5
Русский музей
Уже в годы учебы в Академии художеств в Петербурге, где Филонов пробыл недолго, он ищет непроторенные пути в искусстве. А вскоре становится основоположником так называемого аналитического метода.
Филонов решительно выступил в противовес всему современному ему искусству – как реалистическому, так и авангардистскому в его самых крайних проявлениях. Он считал, что все художники (Репин, Пикассо и другие) упрощенно подходят к природе, фиксируя только два ее качества – цвет и форму. Сам он в каждом натурном мотиве стремился познать «целый мир видимых и невидимых явлений», органический рост форм, неиссякаемую животворящую силу. И все это пробовал запечатлеть в искусстве. Так, давая объяснение своим произведениям, он писал: «Мастера аналитического искусства в своих работах действуют содержанием, еще не вводившимся в оборот в области мирового искусства, например: биологические, физиологические, химические и т. д. явления и процессы органического и неорганического мира, их возникновение, претворение, преобразование, связь, взаимозависимость, реакции и излучение, распадение, динамика и биодинамика, атомистическая и внутриатомная связь, звук, речь, рост и т. д...».
Мастера аналитического искусства в своих работах выступали, как отмечал Филонов, с позиций исследователей. Они становились также, по утверждению художника, изобретателями особых пластических форм для передачи сложнейших мотивов. Филонов часто разрабатывал беспредметные композиции. Он называл их «формулами» и стремился вложить в них емкую и необычайно эмоциональную информацию. Таковы его картины – «Формула весны», «Формула вселенной», «Формула космоса», а также «Формула революции», «Формула расцвета. Последняя стадия коммунизма» и многие другие. Эти произведения построены на напряженных ритмах, кристаллизации отдельных форм, особой кладке красок, вплавляющихся одна в другую. Такие приемы создают ощущение неудержимости движения, бурности роста, рождения новых структур. Особая сфера деятельности Филонова – тематическая картина, также подчиненная принципам аналитического искусства.
Одна из ведущих тем в его творчестве – современный город, калечащий человека духовно и физически. Другая, не менее емкая тема — крестьянская жизнь. Она звучит в искусстве Филонова как антитеза городской теме. В серии картин художник воплощает свои мысли о здоровых, естественных основах бытия всего сущего на земле, о непреходящих духовных ценностях, сложившихся в истории человечества на протяжении многих веков. «Коровницы» – одна из характерных работ художника. Для Филонова, как он сам отмечал, всегда была важна не только «видовая», но и «внутренняя» значимость картины. И в его произведении сцена из повседневной жизни крестьян – дойка коров – наполняется необычным содержанием. Большое внимание художник уделяет анализу психологического настроя представленных им людей, а также животных и птиц. При этом он выявляет общий коэффициент, который объединяет их всех. Есть нечто родственное, глубоко осмысленное во взглядах изображенных. Великолепно передано также то особое состояние, когда люди и домашние животные прислушиваются к малейшему шороху и звукам. Царящую вокруг тишину нарушает привычный для всех крик петуха.
Филонов неоднократно писал о том, что, обращаясь к живой модели, он всегда был увлечен передачей ее физиологического состояния в тот или иной момент. Так, например, изображая голову человека и стремясь раскрыть процесс его мышления, он передавал напряжение кровеносных сосудов, нервных волокон, тканевые обменные процессы и многое другое. Примерно такой же подход к модели, к ее внутреннему «механизму» есть и в картине «Коровницы». Особенно ярко это выражено в трактовке животного, стоящего слева. Его тело в ожидании дойки внутренне напряглось, уподобившись своеобразной жесткой конструкции. Чертами «механистичности» наделены и другие модели.
Изображенная художником сцена из сельской жизни композиционно доминирует в картине. Рассказ об этой жизни дополняют обильные плоды, голуби, собака, а также многочисленные добротные дома. Они даны в значительно уменьшенном масштабе, как это обычно встречается в древнерусских иконах и народных лубках. Картина «Коровницы» полна глубокого смысла. Она по существу также становится своеобразной «формулой», но решенной не абстрактно, а фигуративно.
Филонов П.Н.
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н.Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.