Во славу Отечества
Холст, масло. 250 x 285
Русский музей
Павел Филонов — выдающийся мастер русского авангарда, ставший одним из основоположников беспредметного искусства. Для картины "Формула весны" свойственно стремление к обобщенной пластической формуле, смысловой емкости и многоплановости символа. Организм произведения должен расти, как растет все живое в природе. Само понятие весны связано, прежде всего, с идеей роста, движения, пробуждения природы. Композиция картины строится из красочных атомов, как живой организм, увиденный художником как бы изнутри. П.Филонов разработал теорию аналитического искусства и призывал своих учеников: "Упорно и точно рисуй каждый атом, упорно и точно вводи цвет в прорабатываемый атом, чтобы он въелся как тепло в тело или органически был связан с формой как в природе клетчатка цветка с цветком. О цели работы художник пишет: "Самое важное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу". Старинное, запутанное понятие слова "творчество" я заменяю словом "сделаность". На практике оно означает, что художник должен отдать произведению максимум усилий и напряжения. Свои огромные хосты П.Филонов пишет тонкой кисточкой, начиная от одного края и постепенно доводя до противоположного края картины. Каждое прикосновение к холсту, каждая точка для него — это единица действия. И всегда эта единица действует одновременно и формой, и цветом.
Филонов П.Н.
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н.Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.