Во славу Отечества
Холст, масло. 195 x 105
Русский музей
Портрет не окончен. Изображена стройная дама в строгом белом платье, в широкополой модной шляпе, с белым зонтиком в руке. Она стоит в саду под сенью развесистой кроны дерева. Лицо дамы, обрамленное русыми локонами, печально, скорбно подняты брови, плотно сжаты губы, светлые серые глаза смотрят задумчиво и отрешенно. Силуэт изящной, почти бесплотной фигуры четко рисуется на фоне нежной летней зелени, замыкающей пространство. Кажется, будто женщина укрылась от суетной окружающей жизни в укромном уголке пустынного старого сада, грустная атмосфера которого гармонирует с ее душевным состоянием. Плавный замедленный ритм линий, разбеленные, словно тающие краски, невесомость самой живописной фактуры, создают впечатление неустойчивости, миражности изображения, усиливая общий элегический настрой картины. Такой предстает в неоконченном портрете подруга художника, Н.Ю.Станюкович, человек, духовно созвучный автору.
Станюкович (урожд. Рыжкова) Надежда Юрьевна (1876–1905) – друг художника.
Борисов-Мусатов В.Э.
Живописец.
Родился в Саратове. Занимался в студии Саратовского общества любителей изящных искусств у В.В. Коновалова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891, 1893-1895), в Императорской Академии художеств (1891-1893), у П.П. Чистякова, в студии Ф. Кормона (1895-1899) в Париже.
До 1903 жил в Саратове, затем в Подольске и Тарусе. Член Московского товарищества художников (с 1899), Союза русских художников (с 1904).
Автор пейзажей, портретов, сюжетных композиций, эскизов декоративных панно. Свои лучшие элегические произведения создал в начале 1900-х. В 1905 избран членом "Салона национального общества изящных искусств" в Париже.
Оказал большое влияние на становление символистского направления в русском искусстве, в частности, на художников поколения "Голубой розы".