Во славу Отечества
Холст, масло. 83 х 83
Русский музей
"Автопортрет" (иногда называемый "Автопортрет в красном") принадлежит к ранним произведениям Лентулова, написанным во время напряженных поисков собственного живописного почерка. Однако здесь уже ощутима та экспрессия цвета, которая станет одной из отличительных его особенностей. Сам художник впоследствии считал "Автопортрет" своей первой серьезной, этапной работой "добубнововалетовского“ периода. Он также признавался, что писал его под сильным воздействием знаменитого этюда Д. Веласкеса к „Портрету Папы Иннокентия“, находившегося тогда в Эрмитаже.
Лентулов А.В.
Лентулов Аристарх Васильевич (1882, с. Воронье Пензенской губ. – 1943, Москва)
Живописец, художник театра.
Родился в с. Воронье (Пензенская губерния). Учился в Пензенском художественном училище у Н. Д. Селиверстова (1898–1900, 1905), в Киевском художественном училище у Н. К. Пимоненко (1900–1905), в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге (1906–1910). В Париже самостоятельно работал в студии А. Ле Фоконье, познакомился с теоретиками кубизма А. Глезом и Ж. Метценже (1911). Тогда же посетил Италию.
Участник многих выставок: «Венок» (1907), «Звено» (1908), «Венок-Стефанос» (1909), «Союз русских художников» (1910), «Мир искусства» (1911, 1912). Член-учредитель объединения «Бубновый валет» (1910–1916), член Ассоциации художников революционной России (1926–1927), организатор и председатель Общества московских художников (1928–1929).
В ранних полотнах, переосмыслив кубизм и фовизм, разрабатывает самобытный тип футуристического панно. Особую известность получили его образы старинной церковной архитектуры («Василий Блаженный», 1913; «Звон (колокольня «Иван Великий»)», 1915). Декоративность полотен усилена кусочками бумаги, ткани и фольги, введенными в живопись. В 1910-е годы плодотворно работал также как сценограф (оформил, в частности, постановку «Прометей» А.Н.Скрябина на сцене Большого театра, 1918). Обращался к сценографии и позднее («Испанский священник» Д.Флетчера во 2-м МХАТе, 1934). С начала 1920-х переходит к произведениям менее масштабным и более натурным, создав серии пейзажей – сергиево-посадские, волжские и крымские.
В 1917–1943 преподавал в художественных учебных заведениях Москвы. С 1919 сотрудничал в Институте художественной культуры.
Живописец, художник театра.
Родился в с. Воронье (Пензенская губерния). Учился в Пензенском художественном училище у Н. Д. Селиверстова (1898–1900, 1905), в Киевском художественном училище у Н. К. Пимоненко (1900–1905), в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге (1906–1910). В Париже самостоятельно работал в студии А. Ле Фоконье, познакомился с теоретиками кубизма А. Глезом и Ж. Метценже (1911). Тогда же посетил Италию.
Участник многих выставок: «Венок» (1907), «Звено» (1908), «Венок-Стефанос» (1909), «Союз русских художников» (1910), «Мир искусства» (1911, 1912). Член-учредитель объединения «Бубновый валет» (1910–1916), член Ассоциации художников революционной России (1926–1927), организатор и председатель Общества московских художников (1928–1929).
В ранних полотнах, переосмыслив кубизм и фовизм, разрабатывает самобытный тип футуристического панно. Особую известность получили его образы старинной церковной архитектуры («Василий Блаженный», 1913; «Звон (колокольня «Иван Великий»)», 1915). Декоративность полотен усилена кусочками бумаги, ткани и фольги, введенными в живопись. В 1910-е годы плодотворно работал также как сценограф (оформил, в частности, постановку «Прометей» А.Н.Скрябина на сцене Большого театра, 1918). Обращался к сценографии и позднее («Испанский священник» Д.Флетчера во 2-м МХАТе, 1934). С начала 1920-х переходит к произведениям менее масштабным и более натурным, создав серии пейзажей – сергиево-посадские, волжские и крымские.
В 1917–1943 преподавал в художественных учебных заведениях Москвы. С 1919 сотрудничал в Институте художественной культуры.