Во славу Отечества
Холст, масло. 105 x 133
Русский музей
Машков — ведущий мастер художественного объединения „Бубновый валет“, творческая платформа которого основана на осмыслении достижений Поля Сезанна, своеобразно сплавленных с традициями русского народного фольклора. „Хлебы“ — одно из известнейших произведений мастера. Первоисточник творческого вдохновения здесь очевиден — провинциальная вывеска с ее преувеличенно-неподвижной „вещественностью“ и стремлением к показу богатства и изобилия. Зрелищность изображаемого, предметная стихия наваленных горой хлебов — вот главное, что привлекает художника. С упоением преображая натурный мотив, автор приглашает насладиться бесконечным разнообразием и количественным размахом всевозможных сортов и расцветок хлеба, ковриг, булочек, батонов. И вместе с тем, несмотря на подлинное пиршество многообразных фактур и форм демонстрирующих себя изделий, здесь, по меткому замечанию одного из художественных критиков, больше пахнет скипидаром, красками и лаком, чем калачной поливой.
Машков И.И.
Живописец, график, педагог; портретист, пейзажист, автор натюрмортов, картин бытового жанра.
Родился в станице Михайловская (Саратовская губерния). Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1900–1904, 1907–1908) у А. Е. Архипова, В. А. Серова, К. А. Коровина. Участник выставок с 1909. Член-учредитель и секретарь объединения «Бубновый валет» (1910–1914). В это период увлекался народным искусством, «живописью подносов» Жостова и определял свой стиль как «саму живописность». Его огромное полотно «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» (первая выставка «Бубновый валет», 1910) с полуобнаженными фигурами музицирующих атлетов было задумано как манифест новаторского подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом. Стиль Машкова, русский, яркий, сочный и, в то же время «сезаннистский», наиболее полно проявился в его знаменитых натюрмортах.
Член и экспонент объединений «Мир искусства» (с 1916), «Московские живописцы» (с 1925), Ассоциации художников революционной России – Ассоциации художников революции (1925–1930, 1932), Общества Московских художников (1928). Основатель и руководитель художественной студии (Москва, 1904–1917). Преподавал в Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте в Москве (1920–1929).