Во славу Отечества
Холст, масло. 188 x 130
Русский музей
Зинаида Александровна Волконская, урожденная княжна Белосельская-Белозерская (1789-1862) — жена егермейстера, князя Н.Г. Волконского, писательница и музыкант, член Общества любителей словесности и Общества любителей истории и древностей. С 1824 года жила в Москве; в ее доме собирались известные ученые и литераторы. В 1829 году переехала в Рим, где перешла в католичество и после смерти была причислена к лику блаженных (beata). Литографированный портрет 3.А.Волконской в виде Жанны Д''''Арк, представляющий собой вариант картины Русского музея, княгиня послала в 1826 А. С. Пушкину с указанием, что он выполнен «с Бруни» (d''''apres Bruni).
Пост. в 1926 году из Бюро отдела охраны и учета памятников искусства и старины (Ленинград).
Портрет З.А. Волконской нельзя отнести к типу парадных изображений в узком значении слова. В работе Бруни нет обязательной для этого жанра репрезентативности. Очевиден романтический характер образа: такого его восприятия требуют полуфантастический костюм, латы и шлем, дикий ландшафт со скалами, оттенок созерцательного одиночества и тоски. Волконская изображена не позирующей, а как будто мечтающей, погруженной в собственные мысли. Состояние модели поддерживается изысканным колоритом: все цвета словно бы мерцают, вспыхивают и уходят в полумрак. На ней костюм Танкреда, главного героя одноименной оперы Д. Россини, которая ставилась в салоне княгини в Риме. Образ, сочетающий героику и веру, любовь и готовность к подвигу, томление и решительность, рожден фантазией Торквато Тассо.
Бруни Ф.А.
Живописец. Академик Императорской Академии художеств (с 1834). Почетный член Болонской и Миланской академий искусств, почетный профессор Флорентийской Академии художеств и Академии Св. Луки в Риме.
Родился в Милане в семье художника-декоратора А. Бруни. В 1807 приехал с отцом в Россию. Учился в Академии художеств у А.Е. Егорова, А.И. Иванова и В.К. Шебуева (1809-1818). Начиная с 1819 подолгу жил и работал в Италии. С 1836 преподавал в Академии художеств, профессор, с 1855 по 1871 - ректор, с 1866 заведовал мозаичным отделением.
Почти все крупные полотна завершил и впервые выставил в Италии. Один из создателей росписей кафедрального Исаакиевского собора в Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве. С 1849 по 1864 - хранитель живописного отдела Эрмитажа, много сделал для пополнения коллекций.
Один из наиболее значительных представителей русской академической школы, автор полотен на исторические и библейские темы, портретов. Автор альбома "Русская история в гравюрах", многочисленных эскизов икон и стенных росписей.