Брюллов К.П. Автопортрет. 1849 (?)
Картон, масло. 64,1 x 54 (верх – полуовал)
Русский музей
Автопортрет 1849 года – одна из вершин портретного творчества мастера – был написан после тяжелой болезни. Он стал итогом горьких размышлений о своей судьбе, разочарованности жизнью, творческой неудовлетворенности требовательного к себе мастера. Своей композицией, старинным облачением романтический образ художника напоминает некоторые портреты Рубенса. По словам В.Г. Белинского, художник умел передать "не одно внешнее сходство, а всю душу оригинала".
Художник работал исключительно быстро: известно, что автопортрет, находящийся в Третьяковской галерее, был написан всего за два часа. Картина Русского музея – авторское повторение этого портрета, сделанное учеником Брюллова (Лукашевичем?), исправленное и пройденное Брюлловым. Написан по просьбе графини С. А. Бобринской (урожд. графини Шуваловой) в то же время, когда Брюллов работал
над ее портретом (находится в ГЭ).
Впоследствии передан в дар музею ее сыном, графом А. А. Бобринским. По свидетельству С. А. Бобринской,
Брюллов написал руки и голову, а платье заканчивал уже Н. А. Лукашевич, который после отъезда художни-
ка в Италию и доставил портрет заказчице (ОР ГРМ, ведомственный архив, оп. 1, д. 71, л. 8).
Брюллов К.П.
Живописец, акварелист, рисовальщик.
Член Миланской, Пармской академий и Академии Св. Луки в Риме, профессор Флорентийской Академии художеств, почетный вольный общник Императорской Академии художеств.
Первоначальные художественные навыки получил у отца - академика "орнаментной скульптуры" и живописца-декоратора П.И. Брюлло. Учился в Академии художеств у А.И. Иванова и А.Е. Егорова (1809-1822). В 1822-1835 - пенсионер в Италии на средства Общества поощрения художников. Работал в Риме, Милане, Неаполе. За картину "Последний день Помпеи" (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836). По возвращении в Россию жил в Петербурге. В 1836-1849 преподавал в Академии художеств, профессор, вел класс исторической живописи.
В 1842-1847 исполнял монументальные росписи для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге. С 1849 жил за пределами России, с 1850 - в Италии.
Крупнейший представитель академической исторической живописи, автор многочисленных портретов, в том числе ряда композиционных портретов-картин.