Во славу Отечества
Картон, темпера. 49,4 х 36,8
Русский музей
«Отец представлялся мне загадочным, грустным. Каким-то непостижимым. Всегда утомленный, озабоченный<...>». Так, на первых страницах автобиографии «Моя жизнь» Шагал описывает своего отца, «с длинной, отроду не стриженой бородой, темно-карими, но как бы и пепельными глазами, с лицом цвета жженой охры, в морщинках и складках» (М., 1994. С. 2). Портрет отца наполнен той же нежностью, что и приведенное выше описание. Рядом с отцом изображена бабушка Шагала. Домашний покой, уют одухотворяют это произведение. Картина относится к тому периоду, когда вернувшийся из Парижа Шагал живет в Витебске, рисуя не только членов своей семьи, но сцены повседневной жизни.
Это произведение было показано в 1916 году в Москве на выставке «Бубновый валет» (№ 351) и в Петрограде на выставке «Современная русская живопись» (№ 100).
Шагал М.З.
Живописец, график, художник театра, монументалист.
Родился в Витебске. Учился у Ю. М. Пэна в Витебске (1906), в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1907–1908), в рисовальных классах С. М. Зайденберга (1908), в школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского (1909–1910) в Петербурге, в Академии «Ля Гран Шомьер» в Париже (1910). В 1912 поселился в «Улье искусства» («Ла Рюш») в Париже, вошел в круг будущих мастеров «Парижской школы». С 1909 писал лирико-фантастические картины, создав свой самобытный мир образов, сотканный из памяти поколений, старинных еврейских верований и обычаев.
Комиссар по делам искусств в Витебске (1918–1919), основал там музей и Свободную мастерскую живописи, где преподавал с К. С. Малевичем, М. В. Добужинским. Работал в Государственном еврейском Камерном театре Москвы (1919–1920). С 1922 жил в Берлине, с 1923 – в Париже. С 1941 по приглашению Музея современного искусства – в Нью-Йорке. С 1947 – снова во Франции. Автор жанровых композиций, портретов, натюрмортов, пейзажей, книжных иллюстраций. Исполнил ряд больших графических работ. Занимался скульптурой и декоративно-прикладным искусством.