Во славу Отечества
Холст, масло. 61 х 82,5
Русский музей
Новыми поисками был наполнен для художника 1869 год, когда было создано это произведение. Летом граф П.С. Строганов приглашает молодого талантливого художника в свое имение Знаменское в Тамбовскую губернию, а в сентябре в Хотень под Сумами Харьковской губернии. Художник много работает. В равной степени его интересуют сцены народной жизни и картины природы. Одновременно в нем зрело новое понимание природы и живописных средств ее выражения, которое шло в направлении преодоления академических канонов, что сказывается в расположении светлых и темных планов, в некоторой сухости живописи. И в то же время в ней чувствуются традиции "шестидесятников": откровенное обличение и ясно выраженная повествовательность. Русская деревня изображается в ее реальном облике, без идеализации: ветхие, полуразвалившиеся избы, тощие коровенки, непролазная грязь. Так жила деревня после недавней реформы. Однако, как и другие пейзажисты критического реализма, художник видел и воспринимал сердцем красоту русской природы, которая ассоциировалась для него с красотой духа народа, с представлениями о Родине. Примечательно, что высокая поэтичность не вступала в противоречие с заключенным в сюжете критическим началом.
Васильев Ф.А.
Живописец-пейзажист, рисовальщик.
Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873).
Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). С 1868 - член Общества поощрения художников. Под руководством И.И. Шишкина работал на о. Валаам. В 1871 зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств, но занятий не посещал. Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И.Н. Крамской.
В 1870 во время продолжительного путешествия по Волге исполнил многочисленные рисунки и эскизы. По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического "пейзажа настроения".