Во славу Отечества
Картон, масло. 59,5 x 82
Русский музей
Эскиз к серии "Картины из русской истории", для издательства "Гроссман и Кнебель" (М., 1909).
Картина "В Приказе московских времен" посвящена событиям ХVII столетия, времени правления Федора Алексеевича Романова, образованного и энергичного царя. За несколько лет правления он значительно преуспел в реформаторской деятельности. Важнейшим событием его царствования стало уничтожение во время заседания Земского Собора местничества (1682), что давало возможность продвижения по службе не очень знатным, но образованным и умным людям. Одновременно были сожжены все разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен них было приказано завести Родословную книгу, в которую вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе. Создание приказной системы привело к формированию особого слоя приказной бюрократии. Приказы — органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. На протяжении ХVII столетия функционировало в общей сложности около 80 подобных органов управления. Каждый из них отвечал за какую-то узкую сферу деятельности: внешнюю политику, феодальное землевладение, защиту незавидной участи переселенцев и др. Для правильной оценки платёжеспособности жителей отдельных местностей, были организованы особые финансовые приказы — «четверти» («чети»), отвечавшие за определённые районы страны. Главным из них был приказ Большого прихода, куда стекалась основная часть собираемых средств, о чем и поведал нам художник. В картине заметны новаторские приемы, разработанные живописцем в историческом жанре: композиция полотна напоминает кинокадр, в котором взятые крупным планом действующие лица активны и энергичны.
Данное произведение является иллюстрацией к изданию "Картины из русской истории", выпущенному издательством "Гроссман и Кнебель" (М., 1909). Серия из 50 выпусков брошюр являлась школьным пособием с иллюстрациями и текстами, отражавшими характерные моменты истории России. К изданию были привлечены лучшие художники своего времени, среди которых был С. В. Иванов. "Картины по русской истории“ приобретались не только учебными заведениями, но и частными лицами. Владельцы картин нередко вставляли их в рамы и вешали в кабинете или в гостиной. Помимо картин на исторические и бытовые темы, художник писал портреты и пейзажи, занимался иллюстрацией книг, среди которых были произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Иванов С.В.
Живописец, график, педагог. Учился: 1878–1882, 1884, 1885 – МУЖВЗ у И.М. Прянишникова и Е.С. Сорокина; 1882–1884 – Императорская Академия художеств. Участник выставок с 1881. Член и экспонент: Московское общество любителей художеств – 1887, 1889–1891, 1894; Товарищество передвижных художественных выставок (с перерывами) – 1887–1901 (с 1899 член); «36 художников» – 1901–1903; «Мир искусства» – 1903; СРХ (член-учредитель) – 1903–1911. Преподавал: 1899–1906 – Строгановское училище; 1900–1910 – Московское училище живописи, ваяния, зодчества. Академик (1905).