Во славу Отечества
Холст, масло. 98,5 х 80
Русский музей
Живописное произведение позднего Малевича периода стилистически разнообразны. Среди них особенно остро воспринимаются "безликие" фигуры, к числу которых относится и "Крестьянка". Произведение вызывает ассоциации и с пластикой архаической скульптуры, и с деревянной игрушкой, и с модернистским манекеном. Есть некая первозданная чистота и великая скорбь в пластике фигуры: она ощущается в ее интригующей загадочности со стертыми чертами овала/лица, и в черном цвете, окрашивающем руки, ноги, голову, и в диагональных полосах грозного неба. Все это возможно связано с тревожными мыслями Малевича, наблюдавшего, как последовательно в новой России осуществляется программа "обезличивания" нации. Произведение отличают волнующая экспрессия цвета, монументальность обобщенной трактовки фигуры на фоне тревожного неба. Величественна и трагична в своем "космическом" одиночестве безликая крестьянка Малевича. Композиционная схема строится на двух осях: вертикальной и горизонтальной, создавая исполненную глубокой символики, прежде всего для самого художника, форму креста. Эта схема представляет собой наиболее характерную особенность постсупрематического пространственного восприятия Малевича и прослеживается практически во всех полотнах "второго крестьянского цикла".
Малевич К.С.
Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог. Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927). В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма.