Во славу Отечества
Холст, масло. 125,5 х 97
Русский музей
В одной из ранних работ художника чувствуется влияние французского художника П. Сезанна, благодаря которому формировалась творческая манера известного мастера. П. Кончаловский в своем раннем творчестве стремится создать с помощью цвета и фактуры каждый портрет "мощным и цельным". В поясном портрете изображен испанский матадор Мануэль Гарта, один из главных участников традиционного в Испании боя быков. На его голове традиционный убор из бархатной буклированной нити, известный с ХIХ века, он одет в белую рубашку с галстуком и фрак (часть городского мужского костюма ХХ века), на левое плечо наброшен плащ-накидка зеленого цвета, в левой руке сигарета. Используя излюбленные художественные приемы, художник создал образ сильного, мужественного, полного достоинства матадора, смело и уверенно смотрящего на зрителя.
Кончаловский П.П.
Живописец; портретист, пейзажист, автор натюрмортов, картин бытового жанра.
Родился в Славянске (Харьковская губерния). Учился в Рисовальной школе в Харькове, в вечерних классах Строгановского центрального художественно-промышленного училища в Москве, в академии Р. Жюльена в Париже (1897–1898), затем в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Петербурге (1898–1905). Посещал занятия в мастерской К. А. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (до 1909). Испытал влияние П. Сезанна. В 1910-е годы художника привлекала грубоватая лаконичная живопись провинциальных вывесочников и яркие росписи трактирных подносов. Укрупнить, огрубить, но сделать каждую вещь плотной и крепкой – вот задача молодого Кончаловского в его многочисленных натюрмортах. И человека художник видел почти по-вывесочному огрубленно, цельно и мощно: «Портрет художника Г. Б. Якулова» (1910), «Семейный портрет» (1912), «Портрет матадора» (1913).
Один из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), участник всех выставок одноименного общества (1912–1927). Член-учредитель общества «Московские живописцы» (1924–1925). В работах 1920-х исчезает «бубнововалетский» схематизм формы и цвета; живопись, оставаясь полнозвучной и яркой, обретает колористическую тонкость, сложное богатство переходов и внутренних контрастов холодного и жаркого цвета. Свой могучий живописный темперамент, радостное приятие жизни Кончаловский донес, сквозь все сложности жизни, до последних своих работ.