Во славу Отечества
Холст, масло. 63 х 55
Русский музей
К. Малевич – родоначальник целого направления в искусстве – супрематизма, создатель геометрической абстракции, на рубеже 1920–1930-х, переосмысляя все пройденные этапы, начинает цикл работ, который составил новую страницу его творческой биографии. Произведения художника, относящиеся к этому охватывающему всего семь лет периоду, стилистически разнородны. Правда, с очевидностью можно сказать, что его фигуративные полотна "беспредметны" по сути, поскольку образы, населяющие их, существуют в пределах вымышленного К.Малевичем Космоса, в пространстве безвременья. В картине "Красный дом" супрематизм ощущается "изнутри" – в насыщенных красках сложившейся ранее "супрематической гаммы", в "красном квадрате" дома, обретшем здесь форму реального бытования в виде красного дома без окон. Этот одинокий "объект", вписанный в разбитое на цветные плоскости пространство полей и беспокойного неба, не "принадлежит" Земле. Мир, созданный творческой мыслью К. Малевича и наделенный собственной мифологией, кажется, начинает жить самостоятельной жизнью, увлекая за собой создателя. Художник не властен порвать связующие с ним нити, лишь следуя общим тенденциям, он облекает свои образы в новые формы. В 1930 он писал: "если чувство беспредметности перейдет в психологию воображения <...> тогда появится форма образа мира и человек попадет во власть своего мироощущения и будет стремиться обладать вселенной".
Малевич К.С.
Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог. Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927). В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма.