Во славу Отечества
Холст, масло. 161 х 103
Русский музей
В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", - их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали в балете.
Федосья Степановна Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц; Н. М. Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста.
Ржевская Феодосия Степановна (1760-1795) - дочь генерал-поручика С. М. Ржевского и Софии Николаевны (урожд. баронессы Строгановой). Окончила Смольный институт с шифром Екатерины II, вышла замуж за князя М. Н. Голицына, действительного статского советника, впоследствии ярославского губернатора.
Давыдова Настасья Михайловна (1764? -?) - княжна. Происходила из грузинского княжеского рода. Ее отец, генерал-майор М. М. Давыдов, в 1780-х был губернатором в Тамбове. Возможно, к ней относятся упоминания о некой княжне Давыдовой, участвовавшей в 1780-х в спектаклях тамбовского любительского театра.
Левицкий Д.Г.
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Член Совета Академии художеств (с 1808).
Родился в Киеве. Первоначальные художественные навыки получил у отца – потомственного священника, известного гравера Г.К. Левицкого.
Учился у А.П. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Писал иконы для московских церквей. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись.
Автор многочисленных портретов современников. Его знаменитая сюита "Смолянки", выполненная по заказу двора для украшения Большого Петергофского дворца, – уникальное явление в русском искусстве второй половины XVIII века.