Во славу Отечества
Холст, масло. 143 × 106
Русский музей
Красочные наряды крестьянок и купчих, дополненные яркими платками и шалями, запечатлены на полотнах Малявина, Рябушкина, Кустодиева, Нестерова и других художников.
Платки, косынки и шали — важная часть девичьего и женского костюма. Обычай покрывать голову тканью, полотном поверх головного убора появился у славян в древнейшие времена. Появиться на людях с непокрытой головой или хотя бы показать прядь волос было самым большим позором для замужней женщины. Общеславянская архаичная форма головного убора — убрус или головное полотенце, известная с XI века по фрескам и книжным миниатюрам, долго сохранялась в женском костюме. С течением времени на смену домотканым полотенцам пришли мануфактурные изделия.
Фабричные платки и шали бытовали в крестьянской среде в качестве дополнения головного убора или самостоятельного украшения как повседневного, так и праздничного наряда.
В сундуке каждой женщины, независимо от сословия и достатка, всегда хранились несколько платков, предназначенных на все случаи жизни. Эти прекрасные образцы русской текстильной промышленности вошли как неотъемлемая часть в комплекс народной одежды второй половины XIX — начала ХХ века.
Малявин Ф.А.
Живописец, портретист, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1906).
Родился в с. Казанка Самарской губернии. Учился в иконописной мастерской при монастыре Св. Пантелеймона на полуострове Айон-Орос в Греции (1885-1891).
При содействии скульптора В.А. Беклемишева поступил в Академию художеств, где учился у И.Е. Репина (1892-1899). Член "Союза русских художников" (с 1903). Его работы отмечены золотой медалью Всемирной выставки в Париже (1900). Преподавал в рязанских Государственных свободных мастерских. С 1922 жил за границей.
Писал в основном портреты и жанровые сцены из крестьянской жизни. Создал свой собственный, лаконичный стиль портретного рисунка.