Во славу Отечества
Холст, масло. 138 х 163
Русский музей
После смерти царя Федора Алексеевича новым царем был провозглашен его сводный брат царевич Петр в обход старшего по возрасту Ивана — хилого, болезненного и, как говорили, слабоумного. Склоняя стрельцов к бунту, Милославские распустили слух, что царевич Иван задушен, и дали им список «изменников-бояр». 15 мая 1682 года вооруженные стрельцы пришли в Кремль и, ворвавшись во дворец, произвели жестокую расправу. Среди погибших оказались Артамон Матвеев, в доме которого когда-то воспитывалась будущая царица Наталья, и два ее брата. Эти ужасные события неизгладимо врезались в память Петра. Вероятно, отсюда брали начало его повышенная нервность и жгучая ненависть к стрельцам. Штейбен трактовал сцену в романтическом духе, внеся в композицию драматизм и динамику. Действие художник из стен царского дворца перенес в один из кремлевских соборов.
Штейбен К.К.
Живописец; портретист, автор картин на исторические, аллегорические и религиозные сюжеты.
Учился в петербургской Академии художеств (далее ИАХ) (1802-?). В 1803 уехал в Париж для продолжения образования. Работал в мастерской Р. Лефебра, в 1807 помощником Ф. Жерара. Участник выставок в ежегодном Парижском Салоне (1812-1843). Французский король Луи-Филипп пожаловал художнику титул барон (1831). Почетный вольный общник петербургской ИАХ (1833). Осенью 1843 приехал в Петербург, много работал по заказам двора. Писал образа для Исаакиевского собора. В 1854 заболел и уехал лечиться за границу, где и умер.