Во славу Отечества
Дерево, темпера. 123 x 89,2
Русский музей
В Ветхом Завете повествуется о том, как столетнему праведному старцу, праотцу Аврааму, явился Бог в образе трех странников-ангелов.
Авраам и Сарра угощают путников под дубом Мамврийским. Ангелы предрекают им рождение сына Исаака. Образ Троицы Ветхозаветной воплощает основополагающий догмат христианской религии, согласно которому Бог един в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа.
Художник стремился избавиться от условных канонов иконописного изображения, достичь объемности, телесности фигур и лиц. Перспективное построение композиции напоминает архитектурные фоны картин эпохи Возрождения. На иконе формы "палат" напоминают о композициях Паоло Веронезе, а краткий иконографический извод восходит к Троице Андрея Рублева.
Икона принадлежит кисти ведущего мастера второй половины XVII века, главы царских иконописцев Симона Ушакова. Икону отличают совершенство живописной техники, тонкая гармония колорита, использование различных иконографических источников, поиск и воплощение сложных новейших живописных исканий своего времени.
Находилась в ц. Воздвижения Креста в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. В Русский музей поступила в 1925 году через музейный фонд.
Ушаков С.
Иконописец, царский изограф.
Начал работать в Оружейной палате в 1648, в числе мастеров серебряной палаты, с 1664 возглавил иконописную палату. Расписывал храмы и создавал книжные миниатюры, был гравером, писал парсуны (портреты).
Теоретик искусства, автор трактата по иконописи "Слово к люботщателям иконного писания", где подчеркивалась художественная, эстетическая сторона иконы. Стоял во главе движения, которое вело к разрыву с древнерусской иконописной традицией. Первым среди русских иконописцев пытался освоить приемы западноевропейской живописи – объемную моделировку формы и прямую перспективу.