Во славу Отечества
Дерево, темпера. 155,5 x 106,3 x 3
Русский музей
Икона происходит из Белозерья (Вологодская обл.). Композиционный тип иконы сложился в XI веке в Византии, где он назывался "Елеуса" (греч. – Милующая). Подобного рода изображения были широко распространены в средневековом искусстве всех европейских стран. Богоматерь изображается с младенцем Христом, прижавшимся щекой к ее лицу. Русское наименование "Умиление" наиболее точно и выразительно передает момент задушевного общения матери, провидящей будущие страдания Иисуса, с сыном. Большой непосредственностью и яркостью образов отличаются поясные изображения архангелов в круглых медальонах в верхних углах средника, пророков и святых жен – в 19 медальонах на полях.
У таких икон люди искали заступничества и покровительства.