Во славу Отечества
Холст, масло. 93 х 74
Русский музей
Рисунки и картины М. К. Башкирцевой, юной ученицы Р.Жюльена, в детстве вывезенной во Францию, неоднократно вызывали сенсации в парижских Салонах. Ее „Дневник", опубликованный вскоре после смерти и переведенный на многие европейские языки, рисует формирование из беззаботной светской девушки вдумчивого человека с волевым характером. Оставив студию Жюльена, Башкирцева сближается с Ж. Бастьен-Лепажем, становится единомышленницей этого известного мастера-реалиста. Творчество художницы — портреты и жанровую живопись — отличает демократическая направленность. Острота психологической характеристики в ее картинах сочетается с исключительным вниманием к гармонии цветовых отношений, к красоте живописной фактуры, к законченности формы. Эти черты свойственны и полотну „Дождевой зонтик". На фоне грязно-серой стены четко выделяется силуэт зябко кутающейся в шаль девочки под сломанным зонтом. Пристален взгляд ее печальных серых глаз, устремленных на зрителя. В них читаются ожидание и одиночество. Тонкая гармония серебристо-черных тонов „обострена" в картине введением золотисто-розовых оттенков. Произведение создано Башкирцевой за год до ее ранней смерти. Двадцатитрехлетняя художница предстает в нем сложившимся и серьезным мастером.
Башкирцева М.К.
Французская художница украинского происхождения, автор знаменитого дневника.
В 1908 году мать Башкирцевой передала в Русский музей императора Александра III большую коллекцию работ Марии (141 работу: среди них — рисунки, эскизы, полотна, пастели, скульптурные этюды). В 1930 году из Русского музея (Ленинград) в Днепропетровский музей было передано две картины Башкирцевой, в 1932 году по запросу Наркомпроса УССР Русский музей передал на Украину 127 работ Башкирцевой. Большая их часть погибла во время Второй мировой войны при бомбёжке Гавронцев. Во время эвакуации Харьковской картинной галереи бесследно пропали 66 ее полотен. В Русском музее хранится восемь живописных полотен и 13 рисунков художницы.