Во славу Отечества
Холст, масло. 221 х 136
Русский музей
Работа написана в 1877 в Париже. Получив к этому времени в России звание мастера бытового жанра, тонкого психолога и знатока народных образов, художник рисует французские типы с таким же удовольствием, с каким писал русские, находя в них сходные черты. Но в этом полотне художник отступает от своей обычной манеры последовательного и обстоятельного рассказчика. И, хотя художник по-прежнему внимательно приглядывается к наиболее интересным типам жителей предместья Парижа, к их одежде и позам, манере держаться, но на этот раз его больше увлекает передача общего настроения, состояние общей эмоциональной приподнятости, охватывающей толпу, окружающую балаган. Тревожный свет горящих плошек выхватывает из мрака почти фантастические от грима физиономии комедиантов, их изломанные позы, странно вытянутые фигуры, как бы парящие над зрителем. В дальнейшем художник уже не будет возвращаться к манере, в которой он написал своих "Акробатов": она не свойственна его ясному и цельному видению мира. Но именно после Парижа он почувствовал в себе призвание быть русским художником, говоря: "Я только Русью жил...". Он обращается к миру поэтического народного творчества. И здесь В.М. Васнецову принадлежит особое место первооткрывателя.
Васнецов В.М.
Живописец, график, монументалист, автор картин на исторические и жанровые темы, церковных росписей, иллюстратор, художник театра. Сын сельского священника. Брат А.М. Васнецова. С 1858 до середины 1867 учился в Духовном училище, потом в семинарии в Вятке. В 1867–1868 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского, в 1868–1874 (с перерывами) в Императорской Академии художеств у П.П. Чистякова, П.В. Басина, В.П. Верещагина. В 1876–1877 совершил поездку в Париж. С 1878 жил в Москве. С начала 1880-х принимал участие в деятельности Абрамцевского кружка. Экспонент выставок Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, Московского общества любителей художеств, «Мир искусства» и др. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1885–1896), картонов для мозаик Русской церкви в Дармштадте (1899–1901), храма Воскресения Христова в Петербурге (1893–1901), собора Александра Невского в Варшаве (1906–1911). По его проектам построена церковь в Абрамцеве (1881–1882), фасад Государственной Третьяковской Галереи (1900). Действительный член Императорской Академии художеств (с 1893, в 1905 отказался от звания).