Во славу Отечества
Холст, масло. 215 х 196
Русский музей
Одноименное повторение-вариант 1890 хранится в Киевском музее русского искусства; одноименный уменьшенный вариант – в Харьковском художественном музее.
Илья Репин получил заказ на изображение святого Николая Мирликийского (Николая Чудотворца) от игуменьи Николаевского женского монастыря в селе Стрелечьем Харьковского уезда. Художник приезжал сюда, чтобы навестить свою двоюродную сестру Эмилию (в монашестве — Евпраксию). Художник работал над картиной четыре года. В 1889 полотно экспонировалось на 17-й выставке ТПХВ, где оно было приобретено императором Александром III. Именно с покупкой этой картины было связано решение о создании Русского музея.
Обращаясь к житийному сюжету о чудесном спасении Николаем Мирликийским трех невинно осужденных, Репин не только показал различные психологические реакции героев, пребывающих на грани жизни и смерти, но затронул важную проблему религиозно-философской мысли своего времени ‒ взаимоотношение веры и разума, духовного и материального.
Репин избрал кульминационный момент ‒ одно мгновение до смерти. На первом плане холста - закованный в кандалы осужденный. Смирение, покорность судьбе звучат в выражении его лица, склоненной голове, жесте рук, прижатых к груди. Рядом ‒ палач. Взгляд невольно скользит по его могучей фигуре. Одежды цвета запекшейся крови, мощный бронзовый торс, свирепое лицо и недоумение во взгляде, обращенном к Николаю, отводящему меч от головы невинного человека.
Противостояние героев, их разные психологические состояния Репин концентрирует в своеобразном поединке рук, одной ‒ сжимающей меч, другой ‒ его отводящей. Острие меча как перст указывает еще на двух осужденных. Обезумевший от радостной надежды, протягивающий к святому руки коленопреклоненный старик и юноша-юродивый в полупрозрачной тунике, ниспадающей с его худых плеч. Божий человек не от мира сего он не чувствует смерти и не может понять, что происходит. Его душа чиста и безгрешна. Почти бесплотная фигура, вытянутая по вертикали и изгибающаяся подобно пламени горящей в храме свечи воспринимается антитезой мощной телесности палача и являет собой торжество силы духовной над грубой необузданной плотью.
Елена Станкевич // Материалы для аудиогидов к выставке «Илья Ефимович Репин». 2019
Подробнее о сюжете (по материалам статьи о картине в Википедии)
Сюжет картины связан с одним из деяний святого Николая Чудотворца (примерные даты жизни — 270—345 годы н. э.), которое он совершил в свою бытность епископом в Мире Ликийской — городе, расположенном в Ликии (ныне это место находится на территории турецкой провинции Анталья). Именно с названием этого города и связано известное прозвище святого Николая — «Мирликийский».
Будучи в отъезде, Николай Мирликийский узнал о том, что мирский градоначальник Евстафий осудил на казнь трёх невинных людей, подкупленный их недоброжелателями. Желая пресечь несправедливость, Николай спешно возвратился в Миры и достиг Диоскурова поля, где должна была совершиться казнь, как раз в тот момент, когда палач был уже готов приступить к исполнению приговора. Византийский писатель X века Симеон Метафраст так описывал эту историю в «Жизни и деяниях Святого отца нашего Николая Чудотворца»: «Когда святой это увидел и обратил взор на печальное зрелище, то, уравновесив суровость мягкостью, не сказал ни дерзкого, ни резкого слова, но и не выказал никакой опаски или робости; сколько доставало сил он побежал к палачу, смело выхватил из его рук меч, и, ничего не страшась, бросил на землю, и осуждённых освободил от их оков. Никто не воспрепятствовал его самовластному поступку…».
Именно этот момент, когда Николай Чудотворец останавливает меч палача, занесённый над первым из осуждённых, и был изображён художником. На картине резко контрастируют непреклонность уверенного в своей правоте Николая Мирликийского, удивление палача, испуганно-льстивое выражение лица градоначальника («византийского царедворца»), а также фигуры и лица осуждённых, которые уже не верили в возможность своего спасения — «один покорный, другой недоумевающий и третий в порыве сумасшедшей надежды».
Хотя прообразом Николая Мирликийского, по-видимому, был Лев Толстой, с которым Репин в те годы много общался, лицо святого Николая было написано с поэта Аполлона Майкова. Палача Репин писал с художника Николая Кузнецова. Образ приговорённого к смерти, стоящего на коленях, был создан с писателя Иеронима Ясинского, а тщедушного молодого смертника, ожидающего своей очереди — с писателя-символиста Дмитрия Мережковского.
Актуальность этой темы близка нравственной проповеди Льва Толстого и вопросу об отмене смертной казни.
Репин И.Е.
Живописец, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901).
Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920).
Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н. Крамского, в Академии художеств у П.В. Басина, Ф.А. Бруни и Т.А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.).
С 1900 жил в имении "Пенаты" (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 - ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества "Мир искусства". С 1918 - в вынужденной эмиграции в Финляндии.
Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.