Во славу Отечества
Холст, масло. 66,5 x 80,5
Русский музей
Рассматривая это небольшое программное полотно Венецианова, мы словно проникаем под низко нависшие, потемневшие стропила старинного гумна, где крестьяне заняты своими повседневными делами. Замысел картины возник у художника под влиянием эрмитажного полотна Франсуа Гране «Внутренний вид капуцинского монастыря в Риме». Венецианов восхищался этой работой, благодаря которой он осознал важность перспективы для изображения натуры — «оживотворения», как говорил он сам. Действительно, перспективы господствуют в картине: тщательно приведены к единой точке схода линии, образованные бревнами и балками. Фигуры тоже нужны автору как перспективные «вехи» — уменьшаясь в масштабе, они дают нам представление о глубине пространства. Интересно отметить, что художник спилил переднюю стенку настоящего гумна в своем имении, чтобы писать его с натуры и более точно передать освещение. Работа над «Гумном», требующая натуры, вероятно, началась летом 1822 и продолжалась летом 1823 в Сафонкове. В апреле 1824 Венецианов поднес картину императору Александру I, а 29 апреля она была внесена в каталог Императорского Эрмитажа. Художник получил за нее 3000 рублей.
Венецианов А.Г.
Живописец, жанрист, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (1811).
Родился в Москве в купеческой семье. В 1802 переехал в Петербург. С 1807 по 1819 состоял на государственной службе - служил чиновником в Почтовом, а затем Лесном департаментах. Живописью стал заниматься поздно, самостоятельно. Брал уроки у В.Л. Боровиковского, копировал картины в Эрмитаже. Творческую деятельность начал как портретист. В 1807 предпринял издание сатирического журнала, который был запрещен правительством. В 1812-1813 участвовал в создании большой серии карикатур на события войны с Наполеоном. Сделал много рисунков на бытовые темы.
С 1819 - в отставке, полностью посвятил себя живописи. Жил в своем имении Сафонково Тверской губернии. Создал школу, в которую принимал крепостных и детей из бедных семейств. Автор ряда записок об искусстве и о методах преподавания. С 1820-х тема труда и быта крестьян стала главной в его творчестве, он придал крестьянской тематике значение самостоятельного жанра живописи.