Во славу Отечества
Холст, масло. 67 x 50,5
Русский музей
Эта работа – одновременно портрет конкретного лица и изображение обобщенного крестьянского типа. Венецианов писал крестьян, которых хорошо знал, но предпочитал встречающиеся среди русского народа северных губерний «правильные, строгие лица», напоминающие античные. Сдержанность и вместе с тем яркость цветового решения: белая рубаха, темно-красные повойник – головной убор замужних женщин, его носили в будни, тогда когда в праздники надевали кокошники; сарафан и зеленая листва, – все это подчеркивает жизненную достоверность образа. Картина относится к позднему периоду творчества Венецианова. Отличие от более ранних изображений крестьянок в большей проработанности деталей, едва уловимой сюжетности происходящего (молодая женщина опирается на изгородь, ожидая какой-то встречи).
Венецианов А.Г.
Живописец, жанрист, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (1811).
Родился в Москве в купеческой семье. В 1802 переехал в Петербург. С 1807 по 1819 состоял на государственной службе - служил чиновником в Почтовом, а затем Лесном департаментах. Живописью стал заниматься поздно, самостоятельно. Брал уроки у В.Л. Боровиковского, копировал картины в Эрмитаже. Творческую деятельность начал как портретист. В 1807 предпринял издание сатирического журнала, который был запрещен правительством. В 1812-1813 участвовал в создании большой серии карикатур на события войны с Наполеоном. Сделал много рисунков на бытовые темы.
С 1819 - в отставке, полностью посвятил себя живописи. Жил в своем имении Сафонково Тверской губернии. Создал школу, в которую принимал крепостных и детей из бедных семейств. Автор ряда записок об искусстве и о методах преподавания. С 1820-х тема труда и быта крестьян стала главной в его творчестве, он придал крестьянской тематике значение самостоятельного жанра живописи.