Во славу Отечества
Бумага, цинкография. 16,3 × 12,2
Русский музей
Иллюстрации к книге Дер Нистера «Сказка о петухе, козочке и мышке» 1914–1915 (Вильно: Издание Клецкина, 1917)
Обложка, 32 страницы с текстом и иллюстрациями (10 иллюстраций: 1 – на обложке, 1 – на титульном листа, 8 – в тексте).
«Сказка о петухе, козочке и мышке» Нистера, написанная на идиш в стихотворной форме, была издана с иллюстрациями Шагала только один раз в 1917 году в Вильно. Цикл иллюстраций, составляющий вместе с эскизом обложки девять листов, хранится в ГРМ.
Нистер (Нистор, дер Нистер) – псевдоним Пинхоса Менделевича Кагановича (1884, Бердичев – 1950), еврейского советского писателя, незаконно репресированного и реабилитированного посмерно. В ранних произведениях Нистера демократическое оптимистическое содержание выражено в сказочно-фантастических формах. В его сказках заметно влияние И. Л. Переца и связь с традицией хасидской народной сказки Н. Брацлавского.
Условно стилизованный сказ Нистера, его ясная образность, особое мастерство языка, значимость ритма повествования оказались близки Шагалу. Угловатые силуэты фигур, наивность деталей, лаконизм форм листов Шагала прекрасно соответствуют характеру литературного материала, а введение букв еврейского алфавита усиливает графическую остроту рисунков. Среди произведений Шагала 1914–1918 годов эти иллюстрации справедливо относят к числу шедевров.
Шагал М.З.
Живописец, график, художник театра, монументалист.
Родился в Витебске. Учился у Ю. М. Пэна в Витебске (1906), в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1907–1908), в рисовальных классах С. М. Зайденберга (1908), в школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского (1909–1910) в Петербурге, в Академии «Ля Гран Шомьер» в Париже (1910). В 1912 поселился в «Улье искусства» («Ла Рюш») в Париже, вошел в круг будущих мастеров «Парижской школы». С 1909 писал лирико-фантастические картины, создав свой самобытный мир образов, сотканный из памяти поколений, старинных еврейских верований и обычаев.
Комиссар по делам искусств в Витебске (1918–1919), основал там музей и Свободную мастерскую живописи, где преподавал с К. С. Малевичем, М. В. Добужинским. Работал в Государственном еврейском Камерном театре Москвы (1919–1920). С 1922 жил в Берлине, с 1923 – в Париже. С 1941 по приглашению Музея современного искусства – в Нью-Йорке. С 1947 – снова во Франции. Автор жанровых композиций, портретов, натюрмортов, пейзажей, книжных иллюстраций. Исполнил ряд больших графических работ. Занимался скульптурой и декоративно-прикладным искусством.