Во славу Отечества
Холст, масло. 65,8 х 82,5
Русский музей
Изображена Анисфельд (урожденная Глясерман) Фрида Иосифовна – жена художника. «Дама в зеленом» – исключительно редкий в творчестве мастера пример портретного жанра. Написанный в петербургской мастерской портрет сохранил облик молодой женщины с трагической судьбой: через много лет в состоянии депрессии она сведет счеты с жизнью. Создав сосредоточенный, глубоко погруженный в свой внутренний мир женский образ, Анисфельд невольно предугадал будущее близкого человека. Диссонанс между использованной мастером интенсивной колористической гаммой и психологической характеристикой модели вносит в произведение эмоциональное напряжение и драматизм.
Анисфельд Б.И.
Живописец, график, художник театра, педагог. Сын мещанина. Учился в Одесской рисовальной школе (1895-1900) у К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского, ВХУ при ИАХ (1900-1909) у И. Е. Репина и Д. Н. Кардовского. Участник выставок с 1903, в том числе международных: Париж (1906), Берлин (1906, 1907), Венеция (1907), Вена (1908), Мальмё (1914) и др. Член и экспонент объединений: Осенний салон в Париже (с 1906), Союз русских художников (1906-1910), "Мир искусства " (1911-1917, 1921), Еврейское общество поощрения художеств (1915-1917). Преподавал в Художественной школе Е. Н. 3ванцевой в Санкт-Петербурге (1906). Рисовал для журналов "Жупел" и "Адская почта" (1905-1906), "Сатирикон" (1908) и др. Оформлял спектакли Театра В. Ф. Комиссаржевской (1907), Мариинского театра (1912), "Метрополитен-опера" (1919-1920, 1922-1924), Сивик-Опера Компании в Чикаго (1921). Сотрудничал с антрепризой С. П. Дягилева (с 1908 – художник-исполнитель, в 1911 – художник-постановщик спектаклей "Русских сезонов") с Анной Павловой (1912-1914), Михаилом Фокиным (1913-1914), Вацлавом Нижинским (1914), Михаилом Мордкиным (1926). В августе 1917 через Дальний Восток, Японию и Канаду отправился в США. В январе 1918 обосновался в Нью-Йорке. Тогда же в Бруклинском музее устроил персональную выставку из двухсот работ, привезенных из России; выставка впоследствии экспонировалась во многих американских городах, принося известность художнику. Участвовал в групповых выставках, в том числе русских художников в Париже (1921), Нью-Йорке (1923), Питсбурге (1925), Филадельфии (1926, золотая медаль), Лондоне (1935) и др. С 1928 жил в Чикаго, занимался станковой живописью и преподавал в Школе при Художественном институте (1928-1957). С 1934 ежегодно выезжал с учениками на пленэр в Сентрал-Сити (штат Колорадо). В поздний период писал лирические пейзажи, картины на евангельские темы, эпизодически занимался скульптурой. Основные персональные выставки: Бруклин (1919), Питсбург (1946-1949), Нью-Йорк (1956), Чикаго (1958), Вашингтон (1971). Представлен в музеях и частных коллекциях России (в том числе в Русском музее), США и других стран.