Во славу Отечества
Холст, масло. 145,5 х 99,5
Русский музей
Рыбаковы Лидия Яковлевна (1885–1953) и Ольга Иосифовна (1915–1998) – жена и дочь юриста, петроградского коллекционера Рыбакова Иосифа Израилевича (1880–1938), по заказу которого выполнен портрет.
Произведение характерно для Баранова-Россинэ, чутко отзывавшегося на новое в искусстве. Вернувшийся в Россию в 1917 году, в Париже он был известен как автор первой (по оценке Гийома Аполлинера) футуристической картины «Кузница» (1911), кубистских полихромных скульптур и беспредметных холстов с мотивом ленты Мёбиуса. В Петербурге он застал ситуацию одновременного и мощного развития авангардного и неоклассического течений. Как близкий ему в ряде произведений Альтман, художник написал компромиссную по своей стилистике картину, «терпкую» в своем пародировании традиционного парадного портрета, в неожиданном и остроумном сочетании элементов неоклассики (устремление к «большой форме», почти скульптурной трактовке лиц и фигур) и кубофутуристических приемов сечения цветовых плоскостей, геометризации и уплощения формы. Баранов-Россинэ создал трогательные по теплоте и лиризму образы материнства и детства, отразив драматическую атмосферу жизни русского общества первых послереволюционных лет.
Баранов-Россинэ В.Д.
(Баранов Шулим Вольф Лейб, псевдоним Даниэль Россинэ)
(1888, с. Большая Лепатиха Таврической губ. – 1942, Германия (погиб в концлагере))
Живописец, скульптор, теоретик цветомузыки. В 1903–1908 учился в Одесском художественном училище(ОХУ); 1908–1909 – в Высшем художественном училище (ВХУ при
ИАХ); в начале 1910-х – в частных студиях (Париж). С 1907 участник выставок: „Стефанос“ (ВС) – 1907–1908; „Звено“ (ВЗ) – 1908; „Импрессионисты“ (ВВИ) – 1909; Осенний салон (Париж) – 1910–1913; Салон Независимых (Париж) – 1911–1914, 1925–1942. Член и экспонент объединений: Новое общество художников (НОХ) – 1909; „Венок-Стефанос“ (В-С) – 1909. В 1918–1919 преподавал в Петроградских свободных художественно-учебных мастерских (ПГСХУМ); 1920 – в Свободных художественных мастерских (ГСХМ). В 1918 работал в Художественной коллегии ИЗОНаркомпроса (Петроград); 1920-х – в Российской Академии художественных наук (РАХН). С 1925 жил в Париже.