Во славу Отечества
Холст, масло. 138,5 х 114,2
Русский музей
В отличие от своих соратников-живописцев «Бубнового валета», Фальк не скрывал интереса к психологизму, особенно отчетливо ощутимому в жанре портрета. Как и другие «валеты», Фальк добивался выразительной объемности формы, писал угловатыми пятнами насыщенного цвета. «В этот период я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской», – писал он впоследствии. Но от брызжущих жизнерадостностью холстов большинства его товарищей по обществу ранние произведения Фалька отличает некоторая сумрачность, скрытый драматизм, запечатленный не в сюжетах, а лишь в самом живописном строе его работ. Нередко мастер одним живописным тоном создавал цветовое настроение картины. Используя элементы кубистических «сдвигов», он создавал в портретах ту «стрельчатость линий», по которой, как по линиям ладони, можно было, казалось, узнать судьбу человека. Таков и острый, нервный «Портрет неизвестного».
Фальк Р.Р.
Живописец, график, художник театра, педагог.
Родился в Москве. Учился в художественной школе И. О. Дудина и К. Ф. Юона, в студии И. И. Машкова (Москва, 1903–1904), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1905–1910) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Один из основателей общества «Бубновый валет». Уже в ранней живописи Фалька сложился его дар замечательного «цветовика». Стараясь обобщить форму и вылепить массу цветом, он впитывает актуальные для времени уроки живописи П. Сезанна. Подобно товарищам, использует некоторые приемы "вывесочного" примитива, утяжеляющие, уплотняющие объем. «В этот период я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской», – писал он впоследствии. Драматургия цвета всецело доминирует и в его кубистических полотнах.
Член и экспонент объединений «Бубновый валет» (1910–1927), «Мир искусства» (1911–1917, 1921–1922), «Московские живописцы» (1925), Ассоциации художников революционной России (1925–1928), Общества московских художников (1925–1928). В постреволюционные годы его колорит достиг особой экспрессии («Красная мебель», 1920). Одинаково успешно выступал в разных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт), а также в театре – оформил в Государственном еврейском театре спектакли «Ночь на Старом рынке» И. Л. Перетца (1922–1925) и «Путешествие Вениамина III» (1927) М. Мойхер-Сфорима.
Постепенно, на протяжении 1920-х, живопись Фалька становится сложнее и тоньше. Со временем все большую роль в его полотнах получает эффект красочного мерцания, проступающего изнутри затененной формы. В 1928 получил командировку во Францию – «для изучения классического наследия». В парижских холстах продолжают развиваться те качества, которые ясно наметились уже в Москве: замкнутость, камерность, богатство и тонкость цветовых отношений. Интимностью, мягкой лирикой проникнуты и портретные работы, особенно женские.
Вернулся в Москву к началу 1938. Вплоть до 1940-х много сил отдавал преподаванию: во Вхутемасе – Высших художественно-технических мастерских – и других институтах. Годы войны провел в Средней Азии, природа и архитектура которой дали в его творчестве новую яркую вспышку богатой и сложной красочности. В послевоенные годы, фактически отторгнутый официальным искусством, продолжает работать в своей мансарде в центре Москвы, пишет строгие, сосредоточенные портреты и натюрморты с немногими предметами, погруженными в сумрачное пространство. Стал, по сути, одним из предтеч «неофициального искусства» и вдохновителем тихой художественной оппозиции; «вечера у Фалька» вписались в летопись «оттепельной» Москвы немаловажной строкой.