Во славу Отечества
Бронза. 29 х 23 х 13
Русский музей
Эскиз для композиции «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно празднующих в подвале Пасху»
В 1868 году скульптор создал горельефную композицию «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно празднующих в подвале Пасху». В ходе работы появился образ Натана Мудрого – человека сильной воли, благородного и мужественного. Он превратился в самостоятельное произведение, которое получило известность благодаря многочисленным отливам в бронзе. Критик Владимир Стасов высоко ценил «Натана Мудрого», а сам горельеф считал важным этапом не только в творчестве Антокольского, но и в развитии русской реалистической пластики.
Повторения: бронза – Государственная Третьяковская галерея, гипс – Иркутский художественный музей, терракота – Луганский художественный музей.
Антокольский М.М.
(1842, Вильно – 1902, Бад-Гомбург, Германия)
Скульптор.Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н.С. Пименова и И.И. Реймерса (1862-1870). В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878). С 1880 – профессор, с 1893 – действительный член Императорской Академии художеств, а также почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской Академий художеств. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза); портреты С.П. Боткина (1874, мрамор), И.С. Тургенева (1880, гипс), императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор), императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Созданные по его моделям монументы Петру I были установлены в Петергофе, Петербурге, Таганроге, Архангельске.