Во славу Отечества
Бумага, тушь, перо. 18,5 х 29,5 (очерчен, полуовал)
Частная коллекция, Санкт-Петербург
Рисунок «Свидание» в монографии Абрама Эфроса и Якова Тугендхольда «Искусство Марка Шагала» был опубликован под названием «Солдаты и любовницы» (М., 1918. С. 43). Мотив расставания, прощания с солдатами перед их уходом на фронт лег в основу нескольких графических работ Шагала военного времени. К их числу принадлежит и композиция из собрания Русского музея с изображением левой пары из «Свидания». Вовлеченные в общую человеческую драму персонажи рисунка переживают ее по-разному. Художник в обостренной, экспрессивной манере передает широкий спектр человеческих чувств, от иронической насмешки над судьбой бородатого мужчины и отчаяния в обращенном к нему остром профиле женщины до спокойной уверенности в будущем счастье, сквозящей в улыбке девушки.
Шагал М.З.
Живописец, график, художник театра, монументалист.
Родился в Витебске. Учился у Ю. М. Пэна в Витебске (1906), в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1907–1908), в рисовальных классах С. М. Зайденберга (1908), в школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского (1909–1910) в Петербурге, в Академии «Ля Гран Шомьер» в Париже (1910). В 1912 поселился в «Улье искусства» («Ла Рюш») в Париже, вошел в круг будущих мастеров «Парижской школы». С 1909 писал лирико-фантастические картины, создав свой самобытный мир образов, сотканный из памяти поколений, старинных еврейских верований и обычаев.
Комиссар по делам искусств в Витебске (1918–1919), основал там музей и Свободную мастерскую живописи, где преподавал с К. С. Малевичем, М. В. Добужинским. Работал в Государственном еврейском Камерном театре Москвы (1919–1920). С 1922 жил в Берлине, с 1923 – в Париже. С 1941 по приглашению Музея современного искусства – в Нью-Йорке. С 1947 – снова во Франции. Автор жанровых композиций, портретов, натюрмортов, пейзажей, книжных иллюстраций. Исполнил ряд больших графических работ. Занимался скульптурой и декоративно-прикладным искусством.