Во славу Отечества
Мрамор. 145 х 85 х 118
Русский музей
Образ великого голландского философа Бенедикта Спинозы, подвергшего сокрушительной критике социальную несправедливость, противника монархии и сторонника республики, автора "Этики", изгнанного за безбожие из синагоги, от которой он отрекся, возник у Антокольского в Италии почти одновременно с образом Христа. И это не случайно: в жизни и деятельности Спинозы скульптор также увидел пример подвижничества и самопожертвования. Великий философ изображен сидящим в кресле. Больной, физически немощный человек погружен в свои думы. Точно найдена поза и жест сложенных у груди тонких, худых рук. Скульптор подчеркивает скромность, спокойствие и, одновременно, силу и величие ума модели. Сознание своей правоты и вместе с тем скорбная покорность судьбе ощущаются в выражении задумчивого одухотворенного лица, в легкой, чуть тронувшей губы, улыбке. Скульптор считал эту статую значительно выше своих прежних работ по технике исполнения.
Спиноза Бенедикт (Spinoza, Benedictus) (1632–1677), или Барух д'Эспиноза, великий голландский философ, один из крупнейших рационалистов XVII века.
Антокольский М.М.
(1842, Вильно – 1902, Бад-Гомбург, Германия)
Скульптор.Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н.С. Пименова и И.И. Реймерса (1862-1870). В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878). С 1880 – профессор, с 1893 – действительный член Императорской Академии художеств, а также почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской Академий художеств. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза); портреты С.П. Боткина (1874, мрамор), И.С. Тургенева (1880, гипс), императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор), императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Созданные по его моделям монументы Петру I были установлены в Петергофе, Петербурге, Таганроге, Архангельске.