Во славу Отечества
Бронза. 147 х 100 х 119
Русский музей
В начале 1870-х Антокольский создал одно из самых значительных своих произведений, ставшее вершиной творчества мастера и принесшее ему известность. Через личность Ивана Грозного скульптор стремился проникнуть в существо тех трагических противоречий, которые характеризовали сложную и жестокую эпоху русского самодержца. Принципиальное новшество трактовки и подчеркнутый реализм изображения проявились в том, что главный акцент перенесен на психологическую характеристику образа "мучителя и мученика". Не только страшные муки совести определяют его внутреннее состояние, но и накипающая злоба, жажда мщения, гнев и неиссякаемая сила духа. Все это отражено в выражении лица первого русского царя, в жесте руки, вонзившей посох, в соединении несоединимого — поминального синодика и трона, монашеского одеяния и неукротимости страстей. Замкнутая композиция с элементами асимметрии отражают сосредоточенность образа и его внутреннюю борьбу. Скульптура открыла новую страницу в истории русской станковой пластики, в которой, по словам Стасова, был представлен "первый живой человек и первое живое чувство". Интересно, что профессора Академии художеств отказались рассматривать ее, как вещь "далёкую от общепринятых канонов". Но на Александра II и великую княгиню Марию Николаевну, покровительствовавшую Академии, скульптура произвела сильное впечатление. Император даже заказал бронзовый отлив статуи. А в 1872 скульптура академика Антокольского была показана на Международной выставке в Лондоне, и Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок. "Иван Грозный" стал первой работой русского мастера, попавшей в коллекцию зарубежного музея.
Повторения: гипс – Кенсингтонский музей (Лондон); мрамор (вариант) – ГТГ; бронза – Музей истории религии и атеизма; в уменьшенном размере: мрамор – Иркутский художественный музей; терракота – Музей истории УзССР; гипс тонированный – Николаевский художественный музей. За эту статую в 1871 М. Антокольский получил звание академика.
Антокольский М.М.
(1842, Вильно – 1902, Бад-Гомбург, Германия)
Скульптор.Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н.С. Пименова и И.И. Реймерса (1862-1870). В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878). С 1880 – профессор, с 1893 – действительный член Императорской Академии художеств, а также почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской Академий художеств. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза); портреты С.П. Боткина (1874, мрамор), И.С. Тургенева (1880, гипс), императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор), императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Созданные по его моделям монументы Петру I были установлены в Петергофе, Петербурге, Таганроге, Архангельске.