Во славу Отечества
Холст, масло. 35,4 x 31
Русский музей
Русскому музею, очевидно, принадлежит самый ранний из вариантов композиции, отличающийся наибольшей поэтичностью. Близкая к нему завершенная картина находится в Третьяковской галерее. Федотов неоднократно возвращался к этому сюжету. Тема тяжелой женской доли, популярная в творчестве русских жанристов середины XIX века, решена Федотовым обобщенно и прочувствованно. В соответствии со своим творческим методом художник превращает картину в многоплановый сюжетный рассказ о потерявшей любимого человека и оставшейся без средств к существованию молодой женщине, на которую внезапно обрушились житейские беды, грозящие нищетой (имущество ее, опечатанное судебным приставом, будет отнято за долги) и одиночеством.
Федотов П.А.
Живописец, рисовальщик, жанрист-портретист. Академик Императорской Академии художеств (с 1848).
Родился в Москве. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. С 1835 посещал с перерывами вечерние классы Академии художеств.
В 1843 вышел в отставку и целиком посвятил себя искусству, чему во многом способствовал И.А. Крылов. В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А.И. Зауервейда, пользовался советами К.П. Брюллова. Вместе с гравером Е.Е. Бернардским работал над сюитой "Нравственно-критические сцены из обыденной жизни" (1848–1849).
Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве.