Во славу Отечества
Дерево, масло. 32 х 40,5
Русский музей
Сцены боярских пиров и застолий во второй половине XIX столетия входили в число излюбленных тем русских живописцев. Подобные сюжеты давали возможность выстроить богатый изобразительный и красочный ряд, показать свое знание древней архитектуры и быта, продемонстрировать виртуозность кисти в передаче тканей, металлов и драгоценных камней. С целью придания этим композициям реалистической убедительности художники вносили в них драматизм или, наоборот, трактовали их в юмористическом или сатирическом ключе. Такова, например, небольшая работа Клавдия Лебедева «Боярин», в которой фигура пожилого боярина, напившегося почти до бессознательного состояния, контрастирует с красотой предметного окружения.
Лебедев К.В.
1852, Москва? – 1916, Москва
Живописец, график; жанрист; иллюстратор; педагог. Родом из крестьян. Учился в СЦХПУ (первая половина 1870-х), в МУЖВЗ (1875–1881). Участник выставок с 1877. Член и экспонент ТПХВ (1884–1919, с перерывами; член с 1891), МОЛХ (1898–1908, с перерывами). Преподавал в МУЖВЗ (1890–1894), в натурном классе ВХУ при ИАХ (1894–1898, профессор). Академик живописи (1897), действительный член ИАХ (с 1906). Создал иконы для иконостаса болгарской церкви св. Стефана в Стамбуле. Иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Нива».