Во славу Отечества
Холст, масло. 84 x 126
Русский музей
Эту картину Перова можно назвать наиболее ярким образцом произведения критического реализма в русском искусстве 1870-х годов. Трапеза — кушанье и общее монастырское застолье. Одноименное произведение выдающегося мастера жанровой картины было воспринято современниками как своеобразный обличительный документ эпохи. Сюжет с изображением трапезы рассказывал о лицемерии монашества. Различные пороки человека — чревоугодие, корысть, гордыня, зависть — запечатлены на картине в образах служителей церкви, сидящих за столом, символично расположенными между изображениями просящей милостыню нищенки и распятого Христа. В окна льется яркий солнечный свет, который дает надежду на возможность духовного очищения.
Перов В.Г.
Живописец, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1866).
Родился в Тобольске. Учился в Арзамасской школе живописи у А.В. Ступина (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у М.И. Скотти, А.Н. Мокрицкого, С.К. Зарянко (1853-1861). Совершенствовался в Париже, где был пенсионером Академии художеств (1862-1869). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1871-1882).
Автор жанровых полотен, портретов современников, видный художественный деятель. Оставил ряд литературных очерков и воспоминаний.