Ярошенко Н.А. Портрет Н.Н. Ге. 1890
Холст, масло. 92,5 x 73,5
Русский музей
Личность Николая Николаевича Ге – старшего товарища по искусству, друга и единомышленника – всегда вызывала у живописца глубокое уважение.
Будучи профессиональным портретистом, он вложил в полотно свою человеческую и художническую привязанность. Создатель значительнейшего цикла полотен на евангельские сюжеты изображен в своей мастерской в период работы над картиной "Что есть истина?" ("Христос и Пилат"). Именно эта картина, привезенная автором в Петербург и предназначавшаяся для экспонирования на очередной передвижной выставке, была по распоряжению властей не только запрещена к показу, но даже изъята из каталога. Тогда-то автор портрета и "приютил", по выражению Н.Н. Ге, его крамольную работу у себя в квартире на Сергиевской улице. Таким образом, портрет стал свидетельством открытой нравственной поддержки старого мастера, подвергшегося нападкам и гонениям, – в его образе подчеркнуты черты человека, преданного истине, призванного учительствовать и нести людям правду Священного писания. Недаром в нем есть нечто "апостольское".
В характеристике своего персонажа, глубокий интерес к которому живописец ощущал на протяжении всей творческой жизни, он близок к оценке Л.Н. Толстого: "Ге между всеми современными художниками и русскими и иностранными … все равно что Монблан".
Ге Николай Николаевич (1831, Воронеж –1894, хутор Ивановское Борзенского уезда Черниговской губ.)
Живописец. Профессор исторической и портретной живописи (с 1863).
Учился в Императорской Академии художеств у П.В. Басина (1850-1857), по окончании отправился в пенсионерскую поездку в Италию (1857-1863). В 1864-1869 жил и работал в Италии. Совершил поездки в Германию, Австрию, Францию. С 1870 жил в Петербурге. Один из организаторов и деятельных участников "Товарищества передвижных художественных выставок".
Автор картин на исторические темы и евангельские сюжеты. В 1880-1890-х - последователь религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого. В живописи стремился к философско-этическим обобщениям. Поздние работы раскрывают прежде всего нравственную проблематику образа Христа.
Ярошенко Н.А.
Живописец, рисовальщик.
Родился в Полтаве в семье военного. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию (1869), служил на Петербургском патронном заводе. В 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. В 1860-е частным образом занимался у А. М. Волкова. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского (1864-1874), был вольнослушателем в Императорской Академии художеств (1867-1874).
Жил и работал в Петербурге и Кисловодске. Совершил поездки по странам Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, посетил Урал, Волгу, Кавказ. Член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1876 - один из его руководителей, после смерти Крамского (1877) стал его идейным преемником. Современники называли его "совестью художников". Мастер остросоциальной бытовой картины, видный портретист-психолог. Много работал над пейзажами, писал натюрморты.