Во славу Отечества
Холст, масло. 135 x 109
Русский музей
В течение многих лет Вишняков возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений, государственного учреждения, которое ведало в XVIII столетии строительными работами и декоративным убранством дворцов и церквей Петербурга и его пригородов. В должности мастера «живописной команды» Вишняков исполнял церковные образа, декорации для придворного театра, плафоны и росписи. Произведений Вишнякова почти не сохранилось. Портреты детей Фермор — одни из немногих дошедших до нас работ художника. С 1746 по 1757 год Виллим Фермор, заведуя Канцелярией от строений, должен был часто иметь дело по службе с главою «живописной команды» Вишняковым и мог заказать ему портреты своих детей.
Вильгельм Георг был единственным сыном В. Фермора. На портрете Вильгельм Фермор изображен мальчиком лет семи-восьми, что позволяет отнести картину ко второй половине 1750-х годов. Некоторая застылость и плоскостность фигуры, ее фронтальная постановка, тщательность в передаче деталей, декоративность решения, построенного на сочетании ярких без полутонов цветов,— указывает на связь Вишнякова с традициями парсунной живописи конца XVII — начала XVIII века.
Фермор Вильгельм Георг (Вильгельм Вилимович) (1749 — не ранее 1823), с 1758 — граф, сын начальника Канцелярии от строений, дворянин шотландского происхождения. Служил в лейб-гвардии Преображенском полку, в чине бригадира вышел в отставку. Был женат на дочери полковника Лудольфа фон Альбрехта, по чьей линии портреты переходили из поколения в поколение.
Перед нами семи-десятилетний мальчик в мундире сержанта лейб-гвардии Преображенского полка. Его поза скованна, на совсем детском лице застыло выражение строгой важности, достоинства и даже отчуждения. В портрете соединены резко контрастные черты еще живой русской средневековой традиции и блеск парадного западноевропейского искусства. По силе и теплоте любовного отношения к ребенку изображения мальчика Фермора и его сестры наиболее очаровательные детские портреты первой половины XVIII столетия.
Вишняков И.Я.
Живописец-портретист.
Учился у Л. Каравака. С 1727 – ученик и подмастерье в "Канцелярии от строений", с 1739 – преемник А.М. Матвеева на посту главы "живописной команды", расписывавшей дворцы и соборы Петербурга и его пригородов. Под его руководством осуществлялся огромный объем работ по украшению возводимых в столице, а также в Москве и Киеве вельможных и царских дворцов, церквей и многочисленных триумфальных арок, строившихся по случаю официальных торжеств.
Один из самых ярких представителей русского портрета первой половины XVIII века. Главным образом занимался декоративной живописью. Много работал как иконописец.