Угрюмов Г.И. Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. 1799–1800
Холст, масло. 510 x 393
Русский музей
В конце XVIII столетия императором Павлом I художнику Г.И. Угрюмову было поручено написать для интерьеров Михайловского замка картины на темы выдающихся событий отечественной истории. Так появились полотна «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство». За эти монументальные произведения их автор в 1800 году получил звание профессора. Эти картины отличает высокое мастерство исполнения, хотя попытка художника преодолеть каноны классицизма за счет по-возможности достоверного изображения места действия и реальных героев не вполне удалась: изображенные сцены отличаются условностью и несколько напыщенной театрализованностью.
Михаил Федорович (1596–1645) – первый русский царь из династии Романовых. Единственный выживший сын именитого и богатого боярина Федора Никитича, принявшего в монашестве имя Филарета (впоследствии патриарх) и Ксении Ивановны Шестовой (инокини Марфы), насильно постриженной в монашество вместе с мужем при Борисе Годунове). Федор Никитич Романов-Юрьев – двоюродный брат царя Федора Иоанновича, последнего из Рюриковичей. Михаил Федорович – отец царя Алексея Михайловича, дед императора Петра I.
Михаил Федорович был избран на престол на Земском соборе 21 февраля 1613 года после освобождения Москвы от польских интервентов, что положило конец Смутному времени. В марте того же года посольство «от всей Русской земли» прибыло в Кострому, где в Ипатьевском монастыре жили сосланные при Борисе Годунове Михаил с матерью, чтобы пригласить 17-летнего юношу на царство. Несмотря на недоверие к «московского государства людям», послы уговорили Михаила, «и в мыслях не желавшего воцариться в таком великом государстве», не снимать с себя «воли Божией». 14 марта 1613 г. инокиня Марфа благословила сына на царство Феодоровской иконой Божьей матери – эта икона с тех пор стала семейной святыней Романовых. Именно этот момент изобразил на полотне Григорий Угрюмов.
Программа картины отвечает историческим реалиям, ее сюжет подробно расшифровывается в каталоге Русского музея: "Михаил Федорович с матерью своей стоит на амвоне в соборе Св.Троицы в Ипатьевском Костромском монастыре. Возле него, справа, архиепископ рязанский и муромский Феодорит, перед ним, преклонив колена, подносит ему корону и скипетр боярин Федор Иванович Шереметев. Справа от Шереметева стоит архимандрит Чудовского монастыря Авраам, келарь Троице-Сергиевской лавры Авраам Палицин, князь Владимир Иванович Бахтеяров-Ростовцев с державой и другие депутаты народа".
В картине важна точность раскрытия сюжета, превратившая полотно в своеобразный исторический документ, что свидетельствует о внимательном изучении художником источников.
Венчание на царство произошло 11 июня 1613 года. По возвращении митрополита Филарета из польского плена в 1619 году юный царь разделял светскую власть с отцом. В то время началось возрождение Российского государства, ему были возвращены Новгородские земли. По всей стране были разосланы грамоты, в которых говорилось о намерении государя установить в стране благоденствие и покой, защитить ее от врагов.
Законченный эскиз картины хранится в ГТГ.
Угрюмов Г.И.
Живописец.
Академик Императорской Академии художеств (с 1797).
Родился в семье купца-жестянщика из села Норского Ярославской губернии. Учился в Академии художеств у Г.И. Козлова, П.И. Соколова, И.А. Акимова (1770–1785). Пенсионер в Италии (1787–1790). Преподавал в Академии художеств (с 1791), профессор (с 1800), ректор Академии по исторической живописи (с 1820). Почетный член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.
Автор исторических полотен, портретов. Наиболее видный после А.П. Лосенко мастер исторической живописи.