Во славу Отечества
Холст, масло. 143 x 213
Русский музей
Картина занимает центральное место в творчестве мастера. Художник создает обобщенный образ патриархальной русской семьи. В художественном решении группового портрета очевидно обращение живописца к традициям древнерусского искусства.
Монументальность композиции, тяжелая статика фигур, плоскостная моделировка форм апеллируют к периоду зарождения светского портрета в России на рубеже XVII–XVIII веков. Яркая узорчатость, насыщенность колорита придают работе декоративное звучание. В 1900 году картина экспонировалась на Всемирной выставке в Париже и была удостоена почетного отзыва.
Рябушкин А.П.
Рябушкин Андрей Петрович (1861, с. Станичная слобода Тамбовской губ. – 1904, имение ДидвиноНовгородской губ.)
Живописец, жанрист, иллюстратор.
Родился в с. Станичная слобода Тамбовской губернии в семье иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.М. Прянишникова, В.Г. Перова, Е.С. и П.С. Сорокиных (1875-1882), в Императорской Академии художеств у П.П. Чистякова (1882-1890). Член "Общества художников исторической живописи". Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1893-1895). С 1891 жил в Новгородской губернии, в имении "Приволье" (1891, 1901) и усадьбе Дидвино (1901-1904). Осуществил поездки по многим городам России, по Волге. Выезжал на лечение в Швейцарию на Женевское озеро, посетил города Германии: Дрезден, Мюнхен, Нюрнберг (1903). Участник выставок общества "Мир искусства" (с 1900) и "Союза русских художников" (с 1903).
Обратившись к историческому жанру, последовательно добивался все большей декоративной звучности колорита и яркой экспрессии мизансцен, где заговорили не только персонажи, но как бы сама бытовая среда, рождающая характерный для символизма и модерна эффект «сиюминутности» минувших времен. Среди его картин – «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Едут» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902).
Живописец, жанрист, иллюстратор.
Родился в с. Станичная слобода Тамбовской губернии в семье иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.М. Прянишникова, В.Г. Перова, Е.С. и П.С. Сорокиных (1875-1882), в Императорской Академии художеств у П.П. Чистякова (1882-1890). Член "Общества художников исторической живописи". Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1893-1895). С 1891 жил в Новгородской губернии, в имении "Приволье" (1891, 1901) и усадьбе Дидвино (1901-1904). Осуществил поездки по многим городам России, по Волге. Выезжал на лечение в Швейцарию на Женевское озеро, посетил города Германии: Дрезден, Мюнхен, Нюрнберг (1903). Участник выставок общества "Мир искусства" (с 1900) и "Союза русских художников" (с 1903).
Обратившись к историческому жанру, последовательно добивался все большей декоративной звучности колорита и яркой экспрессии мизансцен, где заговорили не только персонажи, но как бы сама бытовая среда, рождающая характерный для символизма и модерна эффект «сиюминутности» минувших времен. Среди его картин – «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Едут» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902).