Во славу Отечества
Бумага на картоне, темпера, гуашь. 41 x 39
Русский музей
Работа, задуманная как иллюстрация к книге Н. И. Кутепова „Царская и императорская охота“, благодаря высоким художественным качествам обрела ценность станкового произведения, отражая новое, характерное для рубежа XIX–XX веков понимание исторической картины, которое вместе с Серовым разделяли и его коллеги — мирискусники. Подобно своему кумиру — Адольфу Менцелю, важным событиям прошлого они предпочитали поэтически воссозданную повседневность, передающую аромат далекой эпохи. Обращение к истории служило им поводом для размышлений о современности, об исторических судьбах России. Сталкивая две России — аристократическую, идущую в ногу с Европой, и крестьянскую, по-азиатски темную и бесправную, художник выявляет истоки непреодолимых противоречий в русской жизни. Полное название картины: „Император Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной выезжают верхом из села Измайлова осенью на псовую охоту“.
Серов В.А.
Живописец, график.
Академик Императорской Академии художеств (с 1898).
Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А.Н. Серова. Учился у И.Е. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П.П. Чистякова (1880-1885, не окончил). Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Участник Абрамцевского художественного кружка, член Товарищества передвижных художественных выставок, "Мира искусства", других объединений.
Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых. Посетил Голландию, Бельгию, Германию, Францию, Грецию, Италию, Испанию.
Блестящий портретист, пейзажист, автор исторических и жанровых картин. Возродил в искусстве обстановочный портрет - портрет-картину. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией.