Во славу Отечества
Холст, масло. 89 x 71,5
Русский музей
Сумароков-Эльстон Феликс Феликсович (1887–1967), граф, с 1917 князь Юсупов, сын графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона, князя Юсупова, и княгини З. Н. Юсуповой, муж великой княгини Ирины Александровны.
По живописному исполнению и по „подаче“ человеческого характера – это одно из самых элегантных произведений Серова в созданной им с середины 1880-х годов впечатляющей галерее образов русских женщин и мужчин разных слоев общества. В облике шестнадцатилетнего гимназиста художник отметил черты, которые будут свойственны этому рафинированному аристократу, отпрыску старого рода и в зрелые годы.
Именно он явится инициатором убийства Григория Распутина (1916). Портрет, писавшийся около двух лет, кажется, выполнен на едином дыхании – настолько остра его характеристика и свежа живопись. Мастерски, с тонким пониманием психики животного написана собака в руках юноши. По воспоминаниям Юсупова, сам художник считал ее своей лучшей моделью. Произведение появилось в Архангельском под Москвой. Вместе с портретами отца, матери и брата изображенного (1902–1903, все – в ГРМ) оно составило своеобразную серию фамильных портретов (что было редкостью для ХХ века), принадлежащую к высшим достижениям Серова-портретиста.
Серов В.А.
Живописец, график.
Академик Императорской Академии художеств (с 1898).
Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А.Н. Серова. Учился у И.Е. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П.П. Чистякова (1880-1885, не окончил). Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Участник Абрамцевского художественного кружка, член Товарищества передвижных художественных выставок, "Мира искусства", других объединений.
Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых. Посетил Голландию, Бельгию, Германию, Францию, Грецию, Италию, Испанию.
Блестящий портретист, пейзажист, автор исторических и жанровых картин. Возродил в искусстве обстановочный портрет - портрет-картину. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией.