Во славу Отечества
Холст, масло. 77,5 x 59,5
Русский музей
Ларионов в своем искусстве прошел сложный и бурный путь поисков от импрессионизма до футуризма, был основоположником лучизма, одного из направлений, приведшего к абстракционизму. В 1915 году по приглашению С. П. Дягилева, для оформления его Русских сезонов, он уехал во Францию и остался там.
В период увлечения народным искусством, лубком, Ларионов призывал учиться у создателей вывесок, а не у преподавателей Академии художеств. Картина «Парикмахер», написанная в 1907 году, входит в «провинциальный цикл», выполненный в стиле неопримитивизма.
Выдержанная в светлом колорите, картина написана под сильным впечатлением от провинциальной жизни, ее замедленных ритмов, своеобразной „ритуальности“ действий. В этом произведении, ироничном и забавном, заметен интерес Михаила Ларионова к вывескам над лавками, характерным для провинциальных городов.
Ларионов М.Ф.
Живописец, график, книжный иллюстратор, театральный художник.
Родился в Тирасполе (Бессарабская губерния). Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1898–1910, с перерывами) у А. Е. Архипова, В. А. Серова и К. А. Коровина. На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества. В 1907 открыл для себя народное примитивное искусство – русский лубок, ремесленную вывеску. Коллекционировал индийские, персидские и кавказские народные картинки. Эти увлечения отразились на его живописи. Появляются серии «Франты», «Парикмахеры», «Солдатская серия». В 1913 подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники; в том же году провел выставку иконописных подлинников и лубков. Инициатор открытия первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914).
Создатель теории лучизма – одного из первых опытов беспредметного искусства. Опубликовал брошюру «Лучизм» (1913), подписал коллективную декларацию русских художников – манифест «Лучисты и будущники» (1913). Активно работал в области футуристической книги. Создал иллюстрации для сборников поэтов-футуристов А. Е. Крученых, В. В. Хлебникова, К. А. Большакова. Один из ведущих художников антрепризы С. П. Дягилева, по приглашению которого в 1915 выехал вместе с Н. С. Гончаровой в Швейцарию, затем в Италию. С 1919 постоянно жил в Париже. Оформил балеты «Русские сказки» на музыку А. К. Лядова (1916), «Шут» С. С. Прокофьева (1921) и др.