Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Медиатека
  • Вернисажи
  • Художественная галерея
    • 70 лет Победы
    • 1812 год
    • Во славу Отечества
    • Врубель
    • Добужинский
    • Защитники Отечества
    • Из Салоник в Санкт-Петербург
    • Италия
    • Коровин
    • Репин
    • Самохвалов
    • Сверчков
    • Святая Русь
    • Серов
    • Сказки, мифы, легенды
    • Спорт в искусстве
    • Суриков и Сибирь
    • Шедевры ГРМ
  • Электронный курс
  • Прогулки с ВФ
  • Google Art Project
  • КОМП
  • Полезные ссылки
  • Для сотрудников филиалов

Управление

  • Контакты
  • Карта сайта
  • ФОРУМ
  • ДЛЯ СОТРУДНИКОВ филиалов

Поиск

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Самохвалов А.Н. Метростроевка со сверлом. 1937

Самохвалов А.Н. Метростроевка со сверлом. 1937

Холст, масло. 205 x 130

Русский музей

Наделенный острым чувством современности, Самохвалов стремился быть в эпицентре важнейших событий и процессов своего времени, в которых видел романтический пафос созидания.
Строительство метро в середине 1930-х годов было новым явлением в стране, о нем говорили едва ли не всюду, даже сочиняли песни. Самохвалов мечтал запечатлеть строительниц метро в монументальной росписи в технике фрески. Но его мечты не осуществились. В 1937 году Самохвалов на основе одного из листов акварели написал маслом портрет-картину „Метростроевка со сверлом“. Большими обобщенными плоскостями при помощи лаконичного тонального колорита художник достиг монументальной скульптурной пластичности образа. Сила, ясность, красота, душевное и физическое здоровье, внутреннее вдохновение, целеустремленность — таковы черты этого поистине фрескового образа.
„Она, как богиня, и все-таки она наша, русская девчонка“, — так характеризовал „Метростроевку со сверлом“ художник Дейнека.
Ориентация на классические образцы при создании этого образа очевидна: атлетическая фигура метростроевки, ее поза, эффектная драпировка, скрещенные ноги под стать какой-нибудь греко-римской богине. Работая над „метростроевками“, мечтая о фресках, Самохвалов переживал увлечение творчеством Микеланджело, видел в нем „…действительно величайшего художника-революционера, осуществившего в своих произведениях идеал демократии — гармонию мощи духовной с мощью тела“. „Новый человек“ в образе могучей женщины, могущей „коня на скаку остановить“, — одна из актуальных тем в советском искусстве 1930-х годов.

Самохвалов А.Н.

САМОХВАЛОВ Александр Николаевич (1894, Бежецк Тверской губернии — 1971, Ленинград)
Живописец, график, художник театра, иллюстратор, плакатист, скульптор, архитектор и писатель; автор жанровых картин, портретов, пейзажей, натюрмортов. Учился в Бежецком реальном училище у И. М. Костенко, ВХУ при (И)АХ на архитектурном факультете (1914–1918) у В. В. Беляева, Г. Р. Залемана, в ПГСХУМ–ВХУТЕМАС (1920–1923) у К. С. Петрова-Водкина, Д. Н. Кардовского, А. А. Рылова, В. Е. Савинского. Участник выставок с 1917. Член Декоративного института (1920-е). Участник самаркандской экспедиции Института истории материальной культуры (1921). Член объединения "Круг художников“ (1927–1929). Преподавал в ЛВХПУ (1948–1954). Руководитель бригады художников по созданию панно "Хлопок“ для ВСХВ (1935). Заслуженный деятель искусств РСФСР. С 1925 участник международных выставок: Grand Prix в Париже за панно "Советская физкультура“ для Советского павильона (1937), Gran Prix за иллюстрации к "Истории одного города“ М. Е. Салтыкова-Щедрина и золотая медаль за картину "Девушка в футболке“ (1932, ГРМ).

Виртуальная выставка "Во славу Отечества"

 

© 2008-2015 Русский музей
Условия использования материалов портала

Вход в систему

  • Запросить новый пароль