Во славу Отечества
Холст, масло. 154,5 x 117
Русский музей
Из цикла "Ввод в мировой расцвет".
Один из открывателей нового языка в искусстве ХХ века П. Филонов создал цикл из двадцати двух картин "Ввод в мировый расцвет", в который входит и данная работа. Весь цикл отвечал его представлениям о будущем мирового расцвета, в котором искусство восторжествует в жизни человека. Каждая цветовая точка, в соответствии с созданным им аналитическим методом, рассматривается как "единица действия" всей картины. Работая маленькой кистью, художник создавал полотно подобно тому, как природа творит свои формы из атомов, осмысленно связанных в сложный организм. Пульсирующий цветовой и композиционный ритм создает иллюзию вибрации живописной поверхности, придает ей особую глубину. Сложные структуры как бы "вырастают друг из друга", подобно кристаллическим образованиям. "Позволь вещи развиваться из частных, до последней степени развитых форм, тогда ты увидишь настоящее общее, какого и не ожидал", – так говорил о своем творческом методе художник.
Филонов П.Н.
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н.Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.