Во славу Отечества
Картон, масло. 100 х 80,5
Русский музей
После возвращения в Витебск из Парижа, в 1914–1915 годах, Шагал пишет серию картин, которую затем экспонирует в Петербурге. В каталоге выставки значатся такие работы, как „Еврей зеленый“, „Еврей с мешком“, „Еврей со скрипкой“. „Красный еврей“ (на выставке это произведение фигурировало, очевидно, под названием „Еврей с буквами“) может быть, безусловно, причислен к наиболее драматическим полотнам этого цикла. И колористическая тональность, заявленная в позднейшем названии картины, играет в этом не последнюю роль. Именно цвет преображает тип нищего старика-еврея в образ поистине трагический и наделяет его эпической силой.
Шагал М.З.
Живописец, график, художник театра, монументалист.
Родился в Витебске. Учился у Ю. М. Пэна в Витебске (1906), в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1907–1908), в рисовальных классах С. М. Зайденберга (1908), в школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского (1909–1910) в Петербурге, в Академии «Ля Гран Шомьер» в Париже (1910). В 1912 поселился в «Улье искусства» («Ла Рюш») в Париже, вошел в круг будущих мастеров «Парижской школы». С 1909 писал лирико-фантастические картины, создав свой самобытный мир образов, сотканный из памяти поколений, старинных еврейских верований и обычаев.
Комиссар по делам искусств в Витебске (1918–1919), основал там музей и Свободную мастерскую живописи, где преподавал с К. С. Малевичем, М. В. Добужинским. Работал в Государственном еврейском Камерном театре Москвы (1919–1920). С 1922 жил в Берлине, с 1923 – в Париже. С 1941 по приглашению Музея современного искусства – в Нью-Йорке. С 1947 – снова во Франции. Автор жанровых композиций, портретов, натюрмортов, пейзажей, книжных иллюстраций. Исполнил ряд больших графических работ. Занимался скульптурой и декоративно-прикладным искусством.