Портрет жены художника в собрании Государственного художественного музея Алтайского края
В собрании классического русского искусства Государственного художественного музея Алтайского края хранится Портрет Ольги Федоровны Серовой, жены Валентина Александровича Серова (1865-1911) , написанный художником в конце 1880 - начале 1890-х годов. Работа выполнена на картоне в смешанной технике, достаточно большая – 96,7х70,5.
На работе внизу есть две надписи:
«Удостоверяю, что это портрет моего деда В.А. Серова, с его жены О.Ф. Серовой. 25.II.51 г. О. Серова.» и
«Утверждаю, что эта работа писана Вал. Алек. Серовым с его жены Ольги Фед. Серовой. Худ. Ник. Крымов.»
В собрание ГХМАК произведение В.А. Серова поступило в 1975 из коллекции Н.И. Архангельской, г. Москва (бывшее собрание Ф.И. Подтынникова, Москва).
«Проблема незаконченности» (non finito) произведений искусства нашла свое преломление в портретном творчестве Валентина Александровича Серова. Обладая редкостным по силе и разносторонности художественным дарованием, он создавал портретные образы людей, которые, по выражению Б.В. Иогансона, были на его портретах более похожи на себя, чем в жизни. И в то же время известно, как долго и порой мучительно-напряженно работал Серов над каждым образом, становившимся для современников «великим откровением». По разным причинам многие портреты остались им не окончены. Так, из четырех портретов невесты, а потом жены Ольги Федоровны из собрания Третьяковской галереи, созданных художником в период с 1885 по 1895 год, три портрета не окончены. Тематически к ним примыкает недатированный портрет из собрания барнаульского художественного музея. Портрет не просто не окончен, он только начат. Его эскизность, незаконченность поражают своей живописно-пластической выразительностью, позволяющей угадывать не только характер модели, но и характер взаимоотношений между моделью и художником. Тональными модуляциями всего трех красок - белой, коричнево-черной и светло-зеленой на теплом охристом фоне негрунтованного картона передано ощущение импрессионистической свежести весеннего дня, созвучного внутреннему миру «хрупкой, светящейся какою-то внутренней нежностью, всегда озабоченной Ольги Федоровны». А в развороте ее фигуры, в обращенном к художнику и мягко освещенном неярким солнечным светом лице чувствуется большая эмоциональная открытость и теплота, чем в «портретах невесты» из собрания Третьяковской галереи. Возможно, портрет написан Серовым в 1889-1890 годах, вскоре после создания им знаменитых пленэрных портретов - «Девочки с персиками» и «Девушки, освещенной солнцем». Именно к ним по своей образной концепции более всего близок портрет из собрания барнаульского музея. Ольга, будущая жена Серова, была подругой «девушки, освещенной солнцем» - Марии Симонович, двоюродной сестры художника, в доме которой она воспитывалась и где В.А. Серов с ней познакомился. Они поженились в 1889 году.
Л.Г. Красноцветова-Тоцкая. Альбом «Государственный художественный музей Алтайского края».
Москва, изд-во «Белый город», 2006