Демут-Малиновский В.И. Русский Сцевола. 1813
Бронза. 268 x 131 x 92
Русский музей
Скульптор изобразил подвиг неизвестного крестьянина, по преданию попавшего в плен к французам во время войны 1812 года. Герой отличался богатырским телосложением и потому его решили взять на службу во французскую армию, а в знак того, что он принадлежит императору Наполеону, на руку поставили клеймо с инициалом «N». Крестьянин, не желая служить врагам Отечества, отсек себе руку топором. Такое мужество вызвало уважение даже у противника, и его отпустили на свободу.
Поступок этого русского крестьянина скульптор сравнивает с подвигом древнеримского Гая Муция Сцеволы, который в 508 году до нашей эры пожертвовал своей рукой во имя спасения родины. В соответствии с нормами классицизма, автор облагораживает облик героя: черты лица его правильны, выражение спокойно, тело сложено гармонично. Лишь крестик на шее говорит о том, что перед нами не античный воин, а русский герой.
Демут-Малиновский В.И.
Скульптор-монументалист. Родился в семье вольного мастера резного дела, в 1785 был отдан в Воспитательное училище при Академии художеств. Большое влияние на будущего скульптора оказал его учитель М.И. Козловский. Первые самостоятельные произведения выполнил в ученические годы: статуя «Меркурий» (1799) для петергофского каскада и рельеф «Взятие фрегатов при Гангуте» (1800) для пьедестала памятника Петру I работы Б.-К.Растрелли. С 1803 в пенсионерской поездке в Италию, до 1806 совершенствовался под руководством А. Кановы. Первой большой работой, в которую скульптор включился по возвращении на родину, явилось убранство строящегося Казанского собора. За статую апостола Андрея Первозванного Советом Академии был произведен в адъюнкт-профессоры.
В 1809 совместно с С.С. Пименовым приступил к пластическому оформлению здания Горного института. Идейным центром архитектурно-пластической композиции являются двухфигурные группы, располагающиеся на фоне мощной колоннады портика. Группу «Геракл и Антей» выполнил Пименов, «Похищение Прозерпины Плутоном» — Демут-Малиновский (1809—1811). Ему принадлежат также фигуры коней и воина, держащего узду в скульптурном убранстве Нарвских триумфальных ворот В.П. Стасова (1827—1832). Мастер станковой скульптуры («Русский Сцевола», 1813, ГРМ), он был также автором мемориальных памятников (надгробия А.Н. Воронихина, после 1814; П.П. Чекалевского, 1817 (?); М.Б. Барклая-де-Толли, 1823; В.Д. Новосильцева, 1820-е, и др.) и портретов (бюсты А.В. Суворова, 1814; М.И. Кутузова, 1817 (?), не сохранился; М.В. Ломоносова, 1821). Последними работами скульптора стали памятники фельдмаршалу М.Б.Барклаю-де-Толли в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) и Ивану Сусанину в Костроме (1836, оба установлены после 1846).